Сколько спутников глонасс


GPS vs ГЛОНАСС: какая система лучше

Спутниковые системы позиционирования и навигации, изначально разрабатывавшиеся для военных нужд, в последнее время находят широкое применение в гражданской сфере. GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта, наблюдение за нуждающимися в опеке людьми, контроль перемещений сотрудников, слежение за животными, отслеживание багажа, геодезия и картография – это основные направления использования спутниковых технологий.

В настоящее время существует две глобальных системы спутникового позиционирования, созданных в США и РФ, и две региональных, охватывающих Китай, страны Евросоюза и еще ряд стран Европы и Азии. В России доступен ГЛОНАСС мониторинг и GPS мониторинг.

Системы GPS и ГЛОНАСС

GPS (Global Position System, Глобальная система позиционирования) – это спутниковая система, разработка которой началась в Америке с 1977 года. К 1993 программу развернули, а к июлю 1995 – добились полной готовности системы. В настоящее время космическая сеть GPS состоит из 32 спутников: 24 основных, 6 резервных. Они вращаются вокруг Земли по средневысокой орбите (20 180 км) в шести плоскостях, по четыре основных спутника в каждой.

На земле расположена главная контрольная станция и десять станций слежения, три из которых передают спутникам последнего поколения корректировочные данные, а те распределяют их на всю сеть.

Разработка системы ГЛОНАСС (Глобальной навигационной спутниковой системы) начата еще в СССР в 1982 году. О завершении работ заявили в декабре 2015 года. Для работы ГЛОНАСС требуется 24 спутника, для покрытия территории и РФ достаточно 18, а общее число спутников, находящихся в данный момент на орбите (включая резервные) – 27. Они также движутся по средневысокой орбите, но на меньшей высоте (19 140 км), в трех плоскостях, по восемь основных спутников в каждой.

Орбитальные спутники ГЛОНАСС

Наземные станции ГЛОНАСС расположены в России (14), Антарктиде и Бразилии (по одной), намечается развертывание ряда дополнительных станций.

Предшественником системы GPS была система Transit, разработанная в 1964 году для управления запуском ракет с подводных лодок. Она могла определить местонахождение исключительно неподвижных объектов с точностью до 50 м, а единственный спутник находился в поле видимости всего один час в сутки. Программа GPS ранее носила названия DNSS и NAVSTAR. В СССР создание навигационной спутниковой системы велось с 1967 года в рамках программы «Циклон».

Основные отличия системs мониторинга ГЛОНАСС от GPS:

  • американские спутники движутся синхронно с Землей, а российские – асинхронно;
  • разная высота и количество орбит;
  • разный угол их наклона (около 55° для GPS, 64,8° для ГЛОНАСС);
  • разный формат сигналов и рабочие частоты.
  • GPS – старейшая из существующих систем позиционирования, приведена в полную готовность раньше российской.
  • Надежность обусловлена использованием большего числа резервных спутников.
  • Позиционирование происходит с меньшей погрешностью, чем у ГЛОНАСС (в среднем 4 м, а для спутников последнего поколения – 60–90 см).
  • Множество устройств поддерживает систему.
Принцип работы системы GPS

Преимущества системы ГЛОНАСС

  • Положение асинхронных спутников на орбите более стабильное, что облегчает управление ими. Регулярное внесение корректив не требуется. Данное преимущество важно для специалистов, а не потребителей.
  • Система создана в России, поэтому обеспечивает уверенный прием сигнала и точность позиционирования в северных широтах. Это достигается за счет большего угла наклона спутниковых орбит.
  • ГЛОНАСС – это отечественная система, и останется доступной для россиян в случае отключения GPS.
  • Спутники вращаются синхронно вращению Земли, поэтому для точного позиционирования требуется работа корректирующих станций.
  • Низкий угол наклона не обеспечивает хорошего сигнала и точного позиционирования в полярных областях и высоких широтах.
  • Право управления системой принадлежит военным, а они могут искажать сигнал или вообще отключить GPS для гражданских лиц или для других стран в случае конфликта с ними. Поэтому хотя GPS для транспорта точнее и удобнее, а ГЛОНАСС – надежнее.
  • Разработка системы началась позже и до недавнего времени велась со значительным отставанием от американцев (кризис, финансовые злоупотребления, хищения).
  • Неполный комплект спутников. Продолжительность службы российских спутников ниже, чем американских, они чаще нуждаются в ремонте, поэтому точность навигации в ряде областей снижается.
  • Спутниковый мониторинг транспорта ГЛОНАСС дороже, чем GPS из-за высокой стоимости устройств, адаптированных к работе с отечественной системой позиционирования.
  • Недостаток программного обеспечения для смартфонов, КПК. Модули ГЛОНАСС проектировали для навигаторов. Для компактных портативных устройств на сегодняшний день более распространенный и доступный вариант – это поддержка GPS-ГЛОНАСС или только GPS.
«Глонасс-М» – основные спутники системы ГЛОНАСС с 2003 года

Резюме

Системы GPS и ГЛОНАСС являются взаимодополняемыми. Оптимальное решение – это спутниковый GPS-ГЛОНАСС мониторинг. Устройства с двумя системами, например, GPS-маркеры с ГЛОНАСС-модулем «М-Плата» обеспечивают высокую точность позиционирования и уверенную работу. Если для позиционирования исключительно по ГЛОНАСС погрешность в среднем составляет 6 м, а для GPS – 4 м, то при использовании двух систем одновременно она снижается до 1,5 м. Но такие приборы с двумя микрочипами стоят дороже.

ГЛОНАСС разработана специально для российских широт и потенциально способна обеспечить высокую точность, из-за ее недоукомплектованности спутниками реальное преимущество пока на стороне GPS. Плюсы американской системы – это доступность и широкий выбор устройств с поддержкой GPS.

gpsmarker.ru

GPS vs ГЛОНАСС-мониторинг: в чем разница и что выбрать

Первоначально системы спутникового слежения, как в США, так и в СССР, разрабатывались под нужды военных для определения точных координат потенциальных целей поражения. Однако системы оказались весьма востребованными и в мирной жизни. В последние годы они распространились настолько, что почти каждый частный владелец автомобиля обзавелся навигатором или использует систему слежения, установленную в смартфоне. А для компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, с 2012 года установка систем мониторинга является обязательной.

Что такое системы мониторинга GPS и ГЛОНАСС

Спутниковые системы мониторинга ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США) используются, в первую очередь, для определения местоположения подвижных объектов — автомобилей, поездов, самолетов. Основная функция любой системы — это непосредственно мониторинг, включающий определение координат, направление, скорость движения, расход топлива и т.д. Эта функция помогает водителю ориентироваться при движении в незнакомых ему районах, и при этом дает возможность логистическим компаниям контролировать допускаемые им нарушения — отклонения от маршрута, нецелевое использование транспортного средства, слив топлива, несоблюдение режима труда и отдыха. В некоторых системах предусмотрены такие опции, как включение зажигания только через СМС-сообщения, аудиоконтроль салона автомобиля, отключение зажигания при выезде из рабочей зоны. С помощью системы диспетчер может оперативно связываться с водителем во время движения. Для этого применяется система текстовых сообщений с обратной связью или голосовая связь с объектом.

На заметку Разработка ГЛОНАСС (Глобальной Навигационной Спутниковой Системы) была начата еще в 1982 году. Но по ряду причин, включая распад СССР, развитие системы практически полностью остановилось и было возобновлено только в 2000-х годах. О завершении работ по ее созданию было заявлено в 2015 году.

Функция контроля используется также для учета передвижений транспорта, учета доставки грузов в определенные точки. Система дает возможность получать отчеты по стоянкам и движению, по пробегу, по расходу топлива, посещению зон, скорости, разгрузкам, пассажиропотоку и т.д. Отслеживаются практически все аспекты работы автомобиля и водителя.

Еще одна важная функция — обеспечение безопасности. Определение местоположения транспорта дает возможность быстро обнаружить угнанную машину. ГЛОНАСС/GPS-маячки системы обычно расположены в труднодоступных местах, так что угонщики в большинстве случаев не успевают обнаружить их и отключить. В случае аварии система сама подаст в службы спасения сигнал бедствия.

Как это работает? Принцип работы любой системы — ГЛОНАСС или GPS — основан на отслеживании и анализе временных и пространственных координат объекта. Установленный в нем трекер получает сигнал от спутников и сервисов глобальной беспроводной сети. Для получения такого сигнала автомобиль должен быть оснащен специальными модулями, автоматически вычисляющими координаты объекта, исходя из расположения спутников и вышек сотовой связи, находящихся от него на минимальном расстоянии. Все телеметрические данные или события, например авария, накапливаются в памяти трекера и через определенные временные интервалы передаются на сервер, оборудованный соответствующим ПО, или в виде СМС-сообщений на мобильное устройство.

Кроме ГЛОНАСС/GPS-трекера со встроенными GPS/GSM-модулями, оборудование систем спутниковой навигации в машине включает в себя микроконтроллер и память. Также в систему входит несколько датчиков (в зависимости от выбранных функций), GSM/GPS-антенны и программное обеспечение, позволяющее принимать отчеты через интернет.

Сфера применения систем спутникового мониторинга весьма широка. Кроме военной, она охватывает, в первую очередь, транспортную отрасль, включая пассажирские перевозки, грузоперевозки и логистику. Целесообразно использовать слежение и в горнодобывающей промышленности, при строительстве дорог, в работе служб безопасности и быстрого реагирования. В последние годы область применения расширяется — системы персонального спутникового мониторинга применяют для отслеживания перемещений людей, например, детей или стариков, и даже домашних животных.

Отличия GPS от ГЛОНАСС

И GPS, и ГЛОНАСС создавались для военных целей, но в США на 7 лет раньше по сравнению с ГЛОНАСС был снят запрет на ограничение точности для гражданских устройств. После снятия этого запрета система начала стремительно развиваться. В остальном принципы построения систем глобального позиционирования весьма схожи — на околоземную орбиту запускается определенное количество спутников, которые и передают сигнал принимающим устройствам для определения координат объектов. Достаточным количеством спутников считается 24 единицы.

Численность группировки космических аппаратов у ГЛОНАСС — 27 единиц, 24 основных и 3 резервных. При этом для покрытия территории России достаточно всего 18 спутников. По мнению аналитиков, увеличение количества спутников в ближайшие годы нецелесообразно[1].

Космическая сеть GPS на сегодняшний день состоит из 32 спутников, 24 из которых основные, а 6 резервные. В будущем GPS планирует увеличить свою группировку до 48 спутников.

Расположение спутников в системах полностью отличается. Спутники GPS располагаются в шести плоскостях по четыре штуки в каждой на высоте 20 180 км с наклонением 55°. Спутники вращаются синхронно вращению Земли, для точного позиционирования поэтому требуется помощь корректирующих станций. На земле находится главная контрольная станция и 10 станций слежения. Три станции передают спутникам корректировочную информацию, а они распределяют ее на всю сеть.

Спутники ГЛОНАСС занимают три плоскости по 8 аппаратов на меньшей высоте — 19 140 км и с наклонением 64,8°. Спутники движутся асинхронно по отношению к Земле, это дает им более стабильное положение и облегчает управление. Наземный сегмент состоит из 14 станций, расположенных в России, и по одной в Антарктиде и Бразилии.

Частота сигнала. По сути, и ГЛОНАСС, и GPS передают обычные радиосигналы на определенных частотах. Спутники постоянно излучают навигационные сигналы двух типов:

  • навигационный сигнал стандартной точности (СТ) в диапазоне L1 — 1,6 ГГц для ГЛОНАСС и 1,575 ГГц для GPS.
  • навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазоне L1 и L2 — 1,2 ГГц (ГЛОНАСС) и 1,227 ГГц (GPS)[2].

Получается, что хотя сигналы в обеих системах и разнесены по частоте, они передаются в очень близких диапазонах. Но зато методы кодирования сигналов используются совершенно разные. В ГЛОНАСС применяется более защищенный и более ресурсоемкий принцип «выделенной линии» FDMA. В GPS — устойчивый, менее защищенный и более экономичный кодированный множественный доступ CDMA.

Точность позиционирования. На сегодня погрешность в определении координат несколько ниже у системы GPS — от 2 до 4 метров. На территории США, Канады, Китая, Японии и стран благодаря работе станций, осуществляющих поправки дифференциального режима, погрешность снижается до 1–2 метров. Как ожидается, спутники последнего поколения GPS будут давать погрешность примерно в 0,6–0,9 м[3].

У ГЛОНАСС погрешность позиционирования составляет 3–6 метров, но теоретически, система имеет возможность снижения этого показателя до 10 см[4]. Как обещают разработчики, этот параметр будет достигнут в 2020-х годах.

Доступность сигнала. ГЛОНАСС покрывает 100% территории РФ и примерно 70% территории всего земного шара[5]. GPS работает в любом месте Земли, исключая приполярные области.

Это интересно По итогам XII Международного навигационного форума 2018 эксперты сошлись во мнении, что к концу 2020 года на дорогах России будет более 14 миллионов подключенных транспортных средств, из них — 3,5 миллиона грузовых и более 10 миллионов персональных легковых автомобилей[6].

По сути, обе системы могут быть взаимодополняемыми. Оптимальное решение — это именно спутниковый ГЛОНАСС/GPS-мониторинг транспорта. Недостатки систем взаимно нивелируются, и устройство выдает максимально точный и качественный результат. Большинство современных устройств оборудовано такими комплексными системами спутникового слежения.

Преимущества внедрения систем спутниковой навигации

Внедрение систем спутникового контроля существенно облегчает процесс управления предприятием, использующим в своей работе автотранспорт.

Во-первых, она дает возможность постоянного контроля. За пару кликов мышкой можно точно выяснить, где сейчас находится определенный водитель, почему произошла задержка рейса, соблюдается ли температурный режим при перевозке сложных грузов. Тайные отклонения от маршрута теперь попросту невозможны, и это может существенно повысить производительность труда.

Во-вторых, система позволяет снизить затраты. На основе статистических данных, полученных после анализа расстояния до объектов, скоростного режима и расхода топлива можно разрабатывать оптимальные маршруты передвижения, а значит, экономить топливо и время, снижать затраты на ремонт автотранспорта за счет его меньшей изношенности. Уменьшается количество простоев и объем холостого пробега и примерно на 20–30% увеличиваются обороты рейсов — потребность в расширении автопарка снижается.

Кроме того, система спутникового контроля топлива не позволит недобросовестным работникам сливать бензин и продавать его на сторону. Любой неустановленный расход будет зафиксирован системой слежения, а информация о нем передана собственнику. С помощью системы можно снизить и расходы на связь с водителем, поскольку в функционал уже заложена такая опция.

Стоимость сервиса GPS и ГЛОНАСС-мониторинга

Цена систем спутникового мониторинга складывается из нескольких составляющих — страны-производителя трекера, используемых систем навигации, качества комплектующих и наличия дополнительных функций.

Самыми дешевыми являются изделия китайского производства, цена здесь начинается чуть ли ни от одной тысячи рублей. Но при этом набор дополнительных функции у таких систем минимален, а срок службы и условия обслуживания далеки от приемлемых.

Европейские устройства более дорогие, от 5 000 рублей, но за эти деньги покупатель получает надежный и качественный прибор с большим количеством дополнительных опций и современным программным обеспечением. Единственная проблема в том, что иногда такое оборудование не адаптировано для российских условий.

Серьезную конкуренцию зарубежным производителям в последнее время составляют отечественные разработчики. По качеству и функциональности российские приборы практически не уступают импортным, а по цене гораздо выгоднее их, при этом они отлично работают в российских условиях. Цена на такие устройства начинается примерно от 2500 рублей.

Стоимость обслуживания системы определяется в основном тарифным планом и объемом возможностей. Дороже всего в обслуживании американские и европейские системы, при этом за доступ к истории перемещений приходится платить дополнительно.

Отечественные поставщики оказывают услуги по обслуживанию на более выгодных условиях — в среднем от 400 рублей в месяц. Кроме того, необходимо однократно заплатить за монтаж и подключение системы. Цена в этом случае зависит от набора подключаемых опций. В среднем стоимость подключения одного датчика составляет 1000–1500 рублей[7].

Итак, установка системы спутникового мониторинга — это вполне реальная возможность обеспечения контроля над работой сотрудников компании и защиты автомобиля от угона. Окупается она достаточно быстро, к тому же на рынке можно найти устройства по вполне приемлемым ценам. Главное — правильно выбрать компанию, которая будет заниматься установкой и последующим сервисом.

www.aif.ru

ГЛОНАСС

Система ГЛОНАСС предназначена для оперативного глобального обеспечения неограниченного числа потребителей — наземного, морского, воздушного и космического базирования — навигационной информацией и сигналами точного времени.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации доступ к гражданским навигационным сигналам системы предоставляется как российским, так и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

С 1996 года по предложению Правительства Российской Федерации ГЛОНАСС наряду с американской GPS используется Международной морской организацией и Международной организацией гражданской авиации.

Области применения

  • Синхронизация систем связи и энергетики
  • Геодезия: с помощью приемников ГЛОНАСС и ГЛОНАСС\GPS определяют точные координаты точек и границы земельных участков
  • Картография: ГЛОНАСС используется в картографии
  • Тектоника: с помощью спутников ведутся наблюдения движений и колебаний тектонических плит
  • Навигация: с применением глобальных систем позиционирования осуществляется как морская так и дорожная навигация
  • Спутниковый мониторинг: проект ЭРА-ГЛОНАСС — мониторинг положения, скорости автомобилей, контроль за их движением
  • Мониторинг сложных инженерных сооружений
  • Мониторинг животных, защита окружающей среды
  • Обеспечения поиска и спасания людей
  • Персональные трекеры, «тревожная кнопка»

  • Персональная спутниковая навигация Персональные навигаторы (могут использовать охотники, рыболовы, грибники). Персональные автомобильные навигаторы.
  • Мониторинг транспорта Управление городскими транспортными потоками.

    Организация управления транспортными средствами.

  • Мониторинг опасных грузов Управление городскими транспортными потоками.

    Организация управления транспортными средствами.

  • Мониторинг зданий и сооружений Использование космических технологий для обеспечения мониторинга и безопасности жизнедеятельности регионов.

24 спутника (3 плоскости х 8 спутников) Тип орбиты: круговая, H = 19 100 км, i = 64.8° Период обращения: 11 ч 15 мин Орбиты сдвинуты по экватору на 120° Частотный диапазон: L1 ~ 1,6 ГГц, L2 ~ 1,25 ГГц Зона обслуживания: глобально по поверхности Земли в воздушном и околоземном космическом пространстве до высот 2000 км

Космический комплекс 

  • Орбитальная группировка навигационных космических аппаратов
  • Ракетно-космические комплексы
  • Наземный комплекс управления, система синхронизации
  • Специальные комплексы потребителей

Средства фундаментального обеспечения

  • Комплекс средств определения и прогнозирования параметров вращения Земли
  • Комплекс средств формирования UTC
  • Комплекс средств уточнения фундаментальных астрономических и геодезических параметров

Комплекс функциональных дополнений

  • СДКМ
  • Комплекс средств обеспечения взаимодополняемости СДКМ с наземными радиотехническими средствами
  • Региональные и локальные дифференциальные системы

Федеральная государственная программа «Глобальная навигационная система»

  • «ГЛОНАСС — стратегический элемент необходимой государственной инфраструктуры национальной безопасности и экономики»
  • «Открытый доступ к гражданским сигналам системы»
  • «Документация по гражданским сигналам открыта для потребительского сообщества, разработчиков и изготовителей навигационного оборудования»
  • «Поддержка развития и производства комбинированной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS»
  • «Обеспечение совместимости и взаимодополняемости с существующими и перспективными ГНСС (GPS, Galileo…)»
  • «Стимулирование развития массового рынка навигационной аппаратуры»
  • «Использование приемников ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS — обязательное условие для российских государственных потребителей»

Главным документом, определяющим и регулирующим развитие космической системы ГЛОНАСС является Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 годы». Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 189. Концепция программы утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 145-р.

Цель и основные этапы

Расширение внедрения отечественных спутниковых навигационных технологий и услуг с использованием системы ГЛОНАСС в интересах специальных и гражданских (в том числе коммерческих и научных) потребителей, международного использования спутниковых навигационных российских технологий за счет поддержания и развития системы ГЛОНАСС. I этап – 2012-2015 годы, II этап – 2016-2020 годы.

Вклад ФЦП в социально-экономическое развитие РФ

Улучшение тактико-технических характеристик системы ГЛОНАСС; расширение использования системы ГЛОНАСС на мировом рынке навигационных услуг; расширение качества и количества услуг, предоставляемых с использованием возможностей системы ГЛОНАСС; увеличение эффективности геологоразведки, строительства, связи, производства и распределения электроэнергии, сельского хозяйства; создание новых технологий.

Официальная страница на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации: http://fcp.economy.gov.ru/

Устойчивый интерес к развитию сотрудничества в сфере совместного использования глобальных навигационных систем, в том числе, ГЛОНАСС, проявляет большинство развитых стран мира. Глобальные спутниковые системы и их функциональные дополнения — неотъемлемая часть не только мировой экономической инфраструктуры, но и средств глобальной и национальной безопасности.

Основные направления развития проектов современных глобальных навигационных систем:

  • обеспечение совместимости и взаимодополняемости, развитие комплекса функциональных дополнений;
  • координация действий государств-владельцев ГНСС и функциональных дополнений в международных организациях.
Основные направления международного сотрудничества
С владельцами существующих и перспективных ГНСС и их функциональных дополнений: Со странами, стремящимися участвовать в развитии ГЛОНАСС: Со странами-производителями навигационной аппаратуры:
  • Совместимость и взаимодополняемость;
  • Интеграция наземной инфраструктуры функциональных дополнений.
  • Внедрение российских технологий и оборудования за рубежом;
  • Обеспечение совместимости функциональных дополнений.
  • Координация усилий по выпуску многосистемной аппаратуры (ГЛОНАСС\GPS\GALILEO);
  • Участие в организации и проведении международных мероприятий по спутниковой навигации.

russianspacesystems.ru

Что происходит с ГЛОНАСС?

В Роскосмосе информируют, что система работает в штатном режиме. Однако СМИ пишут об обратном: земля теряет связь со спутниками ГЛОНАСС работает штатно и в полном объеме, покрывая территорию всей планеты. Об этом заявляют в Роскосмосе. При этом ранее в СМИ появились сообщения, что два спутника ГЛОНАСС вышли из строя и что якобы система нормально работает только на территории России. Что на самом деле происходит с ГЛОНАСС?

Сигнал от одного из спутников пропал еще в четверг, 19 апреля. Затем якобы была потеряна связь еще с одним аппаратом, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на неназванные источники. По их данным, сейчас на орбите работают 22 спутника ГЛОНАСС-М. Агентство также отмечало, что для покрытия территории России достаточно 18 действующих спутников, тогда как для всей планеты их необходимо 24.

Информация подтвердилась лишь частично. По данным информационно-аналитического центра ЦНИИмаш, один спутник действительно выведен из эксплуатации, тогда как другой функционирует в штатном режиме. А группировка ГЛОНАСС насчитывает сейчас 23 работающих спутника.

Что это означает на практике? Действительно ли из-за нехватки аппаратов ГЛОНАСС нельзя использовать за пределами России? К примеру, в той же Сирии, где находятся российские военные?

Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики

«Для того чтобы вы определились с использованием спутников ГЛОНАСС, вам нужно видеть одновременно четыре аппарата. Вот если вы их не видите, а видите только три или два, то вы не можете определиться. Вот когда вы не можете определиться, это разрыв в обслуживании. Даже при 18 аппаратах если и будут разрывы, то небольшие. Только у ГЛОНАСС в силу орбитальной структуры такие разрывы (если аппаратов меньше, чем 24) появляются в районе экватора, а в широтном поясе России и, я так понимаю, людей волнует — в Сирии, да? — все нормально. Даже при 18 аппаратах разрывов не будет для ГЛОНАСС».

В Роскосмосе также сообщили, что летом произойдет плановая замена аппарата, запущенного в 2009 году, он штатно отработал сверх ресурса два года. Таким образом, расчетный срок службы спутника ГЛОНАСС составляет сейчас семь лет. Американские спутники GPS работают намного дольше. Так, на орбите до сих пор находится спутник, запущенный еще в 1993 году. И по состоянию на март этого года он по-прежнему в строю и передает сигнал, спустя почти четверть века после ввода в эксплуатацию.

По словам специалистов, проблема российских спутников, и не только ГЛОНАСС, а вообще всех — в электронике. Точнее, в отсутствии у России современной компонентной базы. Как заявлял в апреле замглавы Россвязи Игорь Чурсин, доля иностранной электроники в российских спутниках связи достигает 70%. Раньше специализированную электронику можно было закупать в США, но с 2014 года такие поставки прекратились, потому что теперь на них требуется получение лицензии Госдепа. Учитывая состояние российско-американских отношений, сегодня получить такую лицензию просто нереально. В прошлом году руководство АО «Информационные спутниковые системы» обещало разработать независимый от санкций спутник ГЛОНАСС-К2 на отечественных компонентах к 2021 году. Но как раз из-за санкций этот процесс может затянуться.

Дмитрий Рябинин, руководитель проекта HiTech Mail.ru

«Производить собственные смартфоны на хорошем уровне у России шансов сейчас вообще нет. А производить узкопрофильную электронику для военных или для других нишевых нужд вполне возможно, но это вопрос времени и вопрос доступа к технологиям, в частности, в договоренности с иностранными партнерами, которые могли бы привезти эту технологию. Ограничения наносят вред электронике, в частности, и сужение доступа к новым технологиям приведет к тому, что замедлятся очень многие процессы».

Импортозамещение — это, конечно, хорошо, и появление независимого от санкций спутника ГЛОНАСС можно только приветствовать. Правда, вопрос в том, каким будет этот полностью российский спутник. Сколько он сможет работать на орбите, а самое главное — сколько будет стоить?

Вспоминается история с персоналками на базе российских процессоров «Эльбрус». Тогда тестовую партию ПК производитель отпускал по цене 400 тысяч рублей за штуку. В компании-производителе говорили, что после начала массового производства цена российских персоналок снизится до 70 тысяч рублей. Прошло три года. Массового перехода российских пользователей на отечественный ПК не наблюдается.

ГЛОНАСС догнал GPS по точности позиционирования, заявил накануне вице-премьер Рогозин на встрече с президентом Путиным. В российском правительстве хотят сделать обязательной установку ГЛОНАСС на все самолеты российских авиакомпаний.

news.rambler.ru


Смотрите также