Раздаточная коробка зил 131 устройство


Раздаточная коробка и отбор мощности ЗИЛ-131

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 Раздатка ЗИЛ-131 (рис. 43) — механическая, имеет две передачи. Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0. Переключают передачи коробки рычагом 1 (рис. 44), имеющим три положения. При перемещении рычага назад включена вторам (прямая) передача, при перемещении рычага вперед включена первая (понижающая) передача; среднее положение — нейтральное. Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа (см. рис. 43).

Рис.43. Раздатка ЗИЛ-131

Для облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью, а также для предохранения от перегрузок трансмиссии автомобиль имеет автоматическое управление включением переднего моста при включении первой передачи раздаточной коробки. При включении первой передачи раздатки выключатель 3, установленный на стержне 30 вилки включения первой передачи, замыкает электрическую цепь электромагнитного пневматического клапана 2 и воздух от тормозного крана через впускной клапан электромагнита поступает в пневматическую камеру 9 (см. рис. 43). Мембрана воздействует па стержень скользящей каретки. Таким образом, автоматически включается привод переднего моста. При выключении первой передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается воздушный клапан, и возвратная пружина автоматически выключает привод переднего моста.

Рис. 44. Схема управлений раздаткой ЗИЛ-131

При движении автомобиля (например, по скользкой дороге) может потребоваться включение привода переднего моста на второй передаче раздаточной коробки. В этом случае цепь электромагнита, управляющего включением привода переднего моста, может быть замкнута принудительно при помощи переключателя (крайний справа), установленного на переднем щите кабины. Левое положение ручки переключателя соответствует включенному переднему мосту, правое положение — выключенному. На стержне камеры включения привода переднего моста установлен выключатель 26, при замыкании которого в кабине на щитке приборов загорается контрольная лампа. Лампа загорается при автоматическом и принудительном включении привода переднего моста.

В верхней части картера раздаточной коробки ЗИЛ-131 имеется люк с фланцем для крепления коробки отбора мощности.

Отбор мощности осуществляется от шестерни 13 ведущего вала коробки. В крышке люка размещен предохранительный клапан с маслоотражателем, предотвращающий создание в раздатке избыточного давления в результате температурных колебаний. Заливают масло в нее через контрольно-заливное отверстие до уровня нижней кромки этого отверстия. Сливают масло через сливное отверстие, в пробке 24 которого помещен магнит, притягивающий частицы металла, попавшие в масло. Для предотвращения вытекания масла из раздаточной коробки места выхода всех валов уплотнены самоподжимными резиновыми манжетами с насечкой. Манжета ведущего вала с правым направлением насечки, а манжеты ведомого вала и вала привода переднего моста — с левым. Манжета вала привода переднего моста, находящаяся ниже уровня масляной ванны, дополнительно защищена маслоотгонной шайбой. Все стыки картера раздатки, крышки подшипников и верхнего люка уплотнены специальной пастой. При всех видах работ, связанных с разборкой коробки, детали картера следует собирать с предварительным покрытием их пастой. При эксплуатации следует проверять надежность крепления раздаточной коробки. Необходимо также промывать и прочищать воздушные каналы предохранительного клапана, установленного на крышке люка, засорение которого может вызвать повышение давления в картере, что приводит к подтеканию масла через манжету. В раздатке необходимо поддерживать нормальный уровень масла и своевременно менять его согласно срокам, указанным в карте смазывания.

Коробка отбора мощности (КОМ) ЗИЛ-131

Односкоростную коробку отбора мощности (рис. 95) устанавливают по требованию потребителя на верхний люк раздаточной коробки.

Это дает возможность отбора мощности от трансмиссии для привода различных специальных агрегатов, применяемых потребителем при использовании шасси автомобиля в качестве транспортной базы. Односкоростная коробка отбора мощности предназначена для кратковременной работы. Максимальное значение отбираемой мощности не должно превышать 44 кВт (60 л. с.), а максимальное значение допустимого крутящего момента на валу 300 Нм (30 кгсм). Длительность непрерывной работы зависит от фактической величины отбираемой мощности и в каждом конкретном случае проверяется предварительными испытаниями. Передаточное число на прямой передаче в коробке передач с учетом шестерни ведущего вала раздаточной коробки равно 0,76.

Рис.95. Коробка отбора мощности ЗИЛ-131

Детали односкоростной коробки отбора мощности ЗИЛ-131 смонтированы в литом чугунном картере 1. Блок зубчатых колес установлен на неподвижной оси 27 на двух роликовых подшипниках 29, между которыми расположено распорное кольцо 30. Ось запрессована в переднюю и заднюю стенки картера и застопорена пластиной. На оси по торцам ступицы блока зубчатых колес установлены опорные шайбы 28, которые, предотвращают изнашивание опорных торцов картера. Ось имеет осевое и радиальное отверстия для подвода масла из картера к роликовым подшипникам. Осевое отверстие снаружи закрыто конической пробкой 26. При включении КОМ ЗИЛ-131 каретка 7, установленная подвижно на шлицах вала 5, входит в зацепление с. шестерней 25. Для предотвращения самовыключения ведомый вал имеет шлиц-замок. Между шлицевой частью вала и передним шариковым подшипником 6 установлена распорная втулка 2. Подшипник и распорная втулка затянуты гайкой. Стопорение гайки осуществляется вдавливанием тонкого края гайки в паз вала 5. Вал вращается на двух шариковых подшипниках 6 и 23, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренние напрессованы на шейки вала. В осевом направлении ведомый вал фиксируется стопорным кольцом 24. Подшипники закрыты крышками 4 и 18. В крышку 18 установлена манжета, предохраняющая коробку от попадания грязи и течи масла. На шлицевом конце вала 5 установлен фланец 19 крепления карданного вала. Фланец закреплен гайкой 20, которую стопорят так же, как гайку 3. Включение КОМ ЗИЛ-131 осуществляется вилкой 31. Вилка закреплена неподвижно на штоке 15 болтом 33, который застопорен проволокой. В передней стенке картера имеется отверстие, в котором перемещается шток включения. Это отверстие закрыто заглушкой 8. Верхний люк коробки отбора мощности закрыт крышкой. На крышке установлен предохранительный клапан 32, защищенный от попадания масла щитком 10. Уход за односкоростной коробкой отбора мощности такой же, как и за раздаточной коробкой. Электропневматическое управление осуществляется выключателем, установленным на кронштейне в кабине водителя. Левое положение ручки выключателя соответствует выключенному положению коробки отбора мощности, а правое — включенному. Выключатель размыкает и замыкает цепь управления реле электромагнита привода воздушного клапана. Реле установлено на щите двигателя в подкапотном пространстве над реле включения электромагнита переднего моста. Реле замыкает и размыкает цепь питания электромагнита. Для включения коробки отбора мощности ЗИЛ-131 ручку выключателя устанавливают в правое положение «Включено» при этом реле срабатывает и замыкает цепь питания электромагнита. Сердечник электромагнита, перемещаясь вниз, давит на шток включения воздушного клапана и открывает его. Воздух через впускной клапан поступает в камеру включения и, воздействуя на мембраму перемещает шток соединенный с вилкой включения коробки отбора мощности. На корпусе камеры включения установлен выключатель контрольной лампы выключения коробки отбора мощности. При перемещении штока контакты выключателя замыкаются, и загорается контрольная лампа красного цвета. Для выключения отбора мощности ручку выключателя устанавливают в левое положение «Выключено». При этом реле размыкает цепь питания электромагнита, воздушный клапан закрывается, возвратная пружина мембранной камеры перемещает шток с вилкой в исходное положение. Каретка выходит из зацепления, и КОМ автоматически выключается; при этом контакты выключателя контрольной лампы размыкаются, и контрольная лампа гаснет.

Подсоединение проводов осуществляется в соответствии со схемой (рис. 96). Дополнительный пучок проводов укладывают под скобы крепления заднего и среднего пучков проводов и закрепляют хомутами.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  • Автокраны и КМУ на базе грузовиков

_________________________________________________________________________

  • Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
  • Рулевое управление Маз-5516, 5440
  • Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440

Советские вездеходы. ЗИЛ-131. Часть 2 — DRIVE2

Итак, продолжим.Еще одно новшество — на ЗИЛ-1З1 применен мощный пено — маслиный фильтр с трехступенчатой очисткой воздуха. Это дает возможность длительное время двигаться по пыльным полевым и проселочным дорогам, причем износостойкость двигателя не снижается. Через этот же фильтр воздух поступает в тормозной компрессор.Система питании снабжена топливным насосом производительностью 180 л/мин. Благодаря такой производительности двигатель бесперебойно работает даже при высокой температуре окружающего воздуха. когда в топливопроводах могут образоваться паровые пробки.Топливные баки соединены между собой Уравновешивающим трубопроводом. Пробки у них глухие (без клапанов). А клапаны установлены в отдельном герметичном корпусе, который связан с атмосферой через специальную трубку, выведенную выше уровня максимально допустимого брода.Сцепление имеет уплотнение шипов вилки выключения. Оно препятствует попаданию воды в картер. При движении по суше вентиляция сцепления осуществляется через отверстие в пробке, которая установлена в крышке картера. Для самоочищаемости в него вставлен шплинт значительно меньшего диаметра, чем диаметр самого отверстия. На время преодоления брода пробку с отверстием заменяют «глухой» пробкой, которая при работе автомобиля в обычных условиях находится резьбовом гнезде на крышке картера редуктора переднего моста. Особенность коробки переда — система вентиляции картера: через сапун, соединённый с трубкой, выведенной выше уровня максимально допустимого брода.На автомобиле ЗИЛ-131 применена новая схема трансмиссии со сквозной карданной передачей. Такая схема позволила выполнить раздаточную коробку двухвальной (на ЗИЛ-157К она трехвальная из-за раздельного привода мостов). Само собой разумеется, новая коробка имеет меньше деталей и легче, несмотря на то, что рассчитана на передачу большего крутящего момента

Раздаточная коробка — двухступенчатая, двухходовая с муфтой включения переднего моста. У неё две передачи: прямая (передаточное отношение 1:1) и понижающая (передаточное отношение 2.08:1). Наличие прямой передачи повышает коэффициент полезного действия трансмиссии и значительно сокращает износ деталей раздаточной коробки. Так как все шестерни вращаются без нагрузки. Это способствует также повышению надежности её работы. Передачи переключаются рычагам. перемещаются в одной плоскости и связанным тягами одновременно с обоими штоками включении передач. Таким образом, один рычаг служит для управления двумя муфтами переключения передач. Он крепится к кронштейну, установленному на картере коробки передач, через специальный промежуточный элемент — компенсирующую серьгу.

Полный размер

Раздаточная коробка в разрезе

Управление приводом переднего моста автоматизировано. При включении понижающей передачи раздаточной коробки передний мост включается автоматически и при переходе на прямую передачу также автоматически отключается. Достигается это при помощи, установленной на раздаточной коробке пневматической диафрагменной камеры, воздействующей непосредственно на шток муфты включения привода переднего моста, и электропневматического клапана, электрическая цепь которого имеет специальный выключатель. Он срабатывает при перемещении штока включения понижающей передачи. Электропневматический клапан питается сжатым воздухом от тормозной системы автомобиля.Если возникает необходимость включить передний мост при движении на прямой передаче раздаточной коробке (например, на скользкой дороге), сделать это можно принудительно, посредством выключателя. Последний установлен в кабине на внутренней панели в передней части автомобиля. При включенном либо автоматически, либо принудительно приводе переднего моста в кабине на щите приборов горит контрольная лампа. У ее электрической цепи свой выключатель Он установлен на раздаточной коробке и срабатывает при перемещении штока муфты включения привода переднего моста.Раздаточная коробка имеет люк, позволяющий монтировать различные коробки отбора мощности. При этом не требуется специального масляного насоса для обеспечения нормальной работы коробки отбора мощности. Все ее шестерни постоянно вращаются, интенсивно разбрызгивая масло и создавая обильные масляные потоки к туман, достаточные для смазки.В сравнении с автомобилем ЗИЛ — 157К значительно упрощена карданная передача. Сокращено число карданных валов, исключена промежуточная опора для карданного вала привода заднего моста.Все мосты автомобиля ЗИЛ-131 — ведущие со сварными балками. Редукторы мостов двухступенчатые с парой конических и парой цилиндрических шестерен. Передаточное отношение редукторов — 7,339: 1. Редуктор переднего моста расположен горизонтально, а редукторы среднего и заднего мостов — вертикальноРедуктор среднего моста – проходной Средний и задний мосты взаимозаменяемы. Взаимозаменяемыми являются также основные детали всех трех редукторов. Дифференциалы — конические с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженного типа. Передний мост управляемый, с полуосями снабженными шарнирами постоянной угловой скорости. Максимальный угол поворота шарниров — 30 градусов. Конструктивной особенностью переднего моста автомобиля ЗИЛ -131 является боковой наклон шкворня.Подвеска ЗИЛ-131 имеет улучшенную упругую характеристику главным образом благодаря увеличению активной длины рессор. Она выполнена на продельных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия.Задняя подвеска — балансирная, на двух рессорах опрокинутого типа. Толкающие усилия и реактивный момент передаются реактивными штангами. Для них характерно трапецеидальное расположение. Такая установка штанг, не смотря на то что мосты ЗИЛ-131 допускают большие, чем мосты ЗИЛ-157К вертикальные перемещения, позволила получить меньшие углы перекоса карданных валов. А это в свою очередь дало возможность применить во всех валах (кроме вала привода среднего моста) стандартные шарниры.Дисковые колеса — с разъемным ободом и распорным кольцом. Шины — специальные односкатные размером 1100 -20 — большего диаметра, чем у ЗИЛ-157К. Давление в них при нагрузке 5 тонн должно быть 4,2 кг/см2, а при нагрузке 3,5 тонны изменяются в зависимости от условий движения от 3 до 0,5 кг/см2

Система регулировании внутреннего давления воздуха в шинах имеет ряд принципиальных отличий и конструктивных усовершенствований, направленных на повышение её надежности и работоспособности.

Передняя ступица в разрезе

Увеличение размера шин в сравнении с 3ИЛ -157К при одновременном повышении скорости движения приводит заметному влиянию их дисбаланса на работу автомобиля, и в первую очередь, но его управляемость. Потому колеса в сборе подвергаются статической балансировке при помощи специальныцх грузов устанавливаемых под гайки стяжных шпилек обода.Тормоза колодочные, барабанного типа. Ножные — с пневматическим, а ручной с механическим приводом.Ножные тормоза включаются и выключаются посредством двухсекционного тормозного крана. Привод ручного тормоза сблокирован с секцией тормозного крана, управляющего тормозами прицепа. Это позволяет затормаживать на стоянке, как автомобиль, так и прицеп.Повышена надёжность и работоспособность колесных тормозов. Достигнуто это увеличением как общей площади тормозных накладок, так и удельной площади (на тонну полезной грузоподъемности и на тонну веса автомобиля).Электрооборудование (распределитель, катушка зажигании, свечи, стартер и др) автомобиля ЗИЛ—1З1 – основном герметизировано. Другие приборы, например реле-регулятор, защищены от брызг. Они не могут работать при погружении в воду, но брызги не влияют на их работоспособность.Опытные образцы автомобиля ЗИЛ-1З1 всесторонне испытывались в разнообразных условиях. Они были в пробегах не только в средней климатической зоне, но и в районах Крайнего Севера, в барханныхк песках пустыми Кара—Кум и на высокогорных трактах Памира. Кроме того, проведены многочисленные специализированные испытания в реальных условиях эксплуатации при перевозке людей и различных грузов, бродовые испытания и сравнительные с гусеничными тягачами.

Эксплуатационные качества автомобиля ЗИП-1З1 оценены весьма высоко.

Штурм снежного подъёма

Серийная базовая модель и её модификации

• ЗИЛ-131 (1966-1986) – бортовой автомобиль-тягач повышенной проходимости (и шасси для специализированных автомобилей) грузоподъёмностью 3500-5000 кг, с двигателем ЗИЛ-131 мощностью 150 л.с. и экранированным электрооборудованием.• ЗИЛ-131В (1968-1986) – седельный тягач. Предназначен для буксировки полуприцепа полной массой до 12000 кг (по грунту до 10000 кг).• ЗИЛ-131А (1971-1986) – бортовой (и шасси для специализированных автомобилей), с неэкранированным электрооборудованием и упрощённым оснащением.• ЗИЛ-131В1 (1971-1986) – седельный тягач (и шасси для спецавтомобилей) с двухдисковым сцеплением и демультипликатором коробки передач.• ЗИЛ-131В2 (1971-1986) – шасси седельного тягача с двухдисковым сцеплением и демультипликатором коробки передач под седельные тягачи ЗИЛ-137Т, 3405 и 4401.• ЗИЛ-131С (1980-1986) – бортовой (и шасси для специализированных автомобилей) для районов Крайнего Севера.

• ЗИЛ-131АС (1980-1986) – бортовой (и шасси для специализированных автомобилей), с неэкранированным электрооборудованием и упрощённым оснащением, для районов Крайнего Севера.

Опытные модели и модификации

• ЗИЛ-131 (1956) – бортовой тягач с двигателем ЗИЛ-1Э130 фактической мощностью 126 л.с. Имел укороченную платформу с пониженной погрузочной высотой (тяговый вариант). Сконструирован для использования в качестве артиллерийского тягача. Изготовлен в октябре 1956 года.• ЗИЛ-131А (1956) – бортовой с двигателем ЗИЛ-1Э130 фактической мощностью 131 л.с. Отличался от базовой версии универсальной платформой для перевозки грузов и личного состава (транспортный вариант). Изготовлен в ноябре 1956 года.• ЗИЛ-3Э131 (1958, 1959) – бортовой с двигателем ЗИЛ-3Э130 максимальной мощностью 151 л.с. (транспортный вариант). Два образца изготовлены в декабре 1958-го и июле 1959 года.• ЗИЛ-3Э131А (1959) – бортовой тягач с двигателем ЗИЛ-3Э130 максимальной мощностью 151 л.с. (тяговый вариант). Изготовлен в мае 1959 года.• ЗИЛ-131 (1959) – бортовой с двигателем ЗИЛ-131 мощностью 148 л.с. (транспортный вариант). Изготовлен в декабре 1959 года.• ЗИЛ-131А (1959) – бортовой тягач с двигателем ЗИЛ-131 мощностью 148 л.с. (тяговый вариант). Два образца изготовлены в декабре 1959 года.• ЗИЛ-133С (1961) – сельскохозяйственный самосвал с предварительным подъёмом платформы.• ЗИЛ-131Х (1961, 1962) – бортовой, для эксплуатации в условиях жаркого и пустынного климата.•ЗИЛ-131Г (1964, 1968) – бортовой с герметизированной кабиной. Предназначался для эксплуатации в районах применения ОМП, в условиях заражения радиацией и отравляющими веществами. В 1968 году изготовлено 3 опытных образца.• ЗИЛ-131С (1968, 1969) – бортовой, для районов Крайнего Севера. Изготовлен в количестве 2 экземпляров.• ЗИЛ-131 «Периметр» (1969, 1976) – модификация с системой самоокапывания для создания укрытия на местности, установка включала широкий нож бульдозерного типа на задней части рамы и гибкий фартук; работы свернуты из-за частого выхода из строя трансмиссии при повышенных нагрузках. Изготовлен в количестве 3 экземпляров.• ЗИЛ-131Л (1970) – лесовоз. Изготовлен в количестве 2 экземпляров.•ЗИЛ-131-77 (1976) – модернизированный бортовой, с двигателем и агрегатами с повышенным ресурсом пробега. Технические решения, использовавшиеся в устройстве этого автомобиля, были использованы в 1978 году на опытном ЗИЛ-131М.• ЗИЛ-131М (1978) – модернизированный бортовой с многотопливным 8-цилиндровым V-образным верхнеклапанным дизельным двигателем ЗИЛ-6451 жидкостного охлаждения мощностью 170 л.с. (125 кВт) при 2800 об/мин, максимальным крутящим моментом 50 кГм при 1400-1600 об/мин, рабочим объёмом 8740 см3 и степенью сжатия 18,5. Кабина с удлинённым капотом, установлены дополнительные световые приборы, грузоподъёмность 3500 кг на всех видах дорог.• ЗИЛ-131МВ (1978) – седельный тягач с дизелем ЗИЛ-6451.•ЗИЛ-131 (1979) – бортовой, с финским четырёхтактным четырёхцилиндровым дизелем Valmet 411BS мощностью 125 л.с. (91,9 кВт) при 2600 об/мин, максимальным крутящим моментом 40 кГм и рабочим объёмом 4180 см3.• ЗИЛ-131ВС (1980) – седельный тягач для районов Крайнего Севера.

Источники» журнал «За Рулем» № 4,6,8 1967 г., RC Forum.ru

Принцип работы лебедки и других узлов грузовика ЗИЛ-131

Лебедка ЗИЛ-131 — это механизм, который необходим для самовытаскивания транспортного средства во время преодоления труднопроходимых участков дороги.

Устройство основных механизмов грузовика

Конструкция автомобиля включает в себя такие элементы, как:

  • лебедка;
  • трансмиссия;
  • стартер;
  • система охлаждения;
  • тормозная система;
  • система питания;
  • система зажигания;
  • электрооборудование;
  • система подкачки колес.

Лебедка

Этот механизм состоит из:

  • редуктора;
  • барабана;
  • масленки;
  • упорных колец;
  • тормозной колодки;
  • троса;
  • направляющего ролика;
  • фиксатора и привода лебедки;
  • шплинта;
  • крепежных элементов.

Технические характеристики оборудования:

Длина троса 50 000 мм
Диаметр троса 14 мм
Тяговое усилие 4500 кг
Передаточное число редуктора 31
Вес устройства 32 кг

Лебедка расположена на передней части корпуса автомобиля и прикреплена специальными гайками к буферу и передней поперечине опорной рамы. За стабильную работу привода отвечает карданный вал от коробки отбора мощности. Барабанная часть вращается на валу и соединяется с ним при помощи муфты.

Трансмиссия

Здесь установлена механическая (МКПП) коробка передач ЗИЛ, которая оборудована двумя синхронизаторами.

Передаточные числа КПП ЗИЛ:

  • первая передача — 7,44;
  • вторая передача — 4,1;
  • третья передача — 2,29;
  • четвертая передача — 1,47;
  • пятая передача — 1,00.

Схема переключения передач приведена в руководстве пользователя.

Трансмиссия транспорта оснащена раздаточной коробкой и сцеплением ЗИЛ.

Устройство раздатки на ЗИЛе-131 включает в себя следующие элементы:

  • рычаг управления;
  • электровоздушный клапан;
  • шланг соединительного типа;
  • серьгу рычага;
  • стержень вилки включения первой передачи;
  • трубку.

Стартер

Для подключения стартера используется вспомогательное реле. Сам процесс активации механизма происходит дистанционно.

Электрический стартер включает в себя: неподвижные контакты, обмотку, рычаг включения, крышку, шестерни, муфту свободного хода, коллектор, щетку, вал привода и стяжную шпильку.

Тяговое реле электромагнитного типа замыкает контакты электрической цепи и вводит шестерни в зацепление с ободом маховика силового агрегата. Перемещение корпуса привода осуществляется по резьбе ленточного типа вала якорного устройства. Шестерня выходит из зацепления под воздействием пружинного механизма.

Система охлаждения

Здесь установлена жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией топлива внутри системы.

В прогретом моторе жидкость засасывается из радиаторной части в водяной насосный элемент и под давлением переходит по двум нагнетающим патрубкам в левый и правый блоки цилиндрических механизмов. Во время движения она также охлаждает гильзы цилиндров.

Схема этой системы включает в себя:

  • радиатор;
  • водяной насос;
  • пробку;
  • перепускной шланг;
  • термостат;
  • кран;
  • отводящую трубку;
  • датчик.

Емкость системы охлаждения вмещает в себя 17 л. Количество охлаждающей жидкости всегда должно быть не менее 13-15 л.

Тормозная система

Тормозная система ЗИЛа-131 включает в себя следующие элементы:

  • компрессор;
  • предохранительный клапан;
  • манометр;
  • тормозную педаль;
  • шланг;
  • головку подвода воздуха;
  • тормозную камеру;
  • электровоздушный клапан;
  • раздатку.

Транспорт оснащен независящими друг от друга ручным и ножным тормозным механизмом. Конструкция ручного тормоза состоит из двух внутренних колодок. Такой тип тормозов необходим для принудительной остановки транспорта в экстренных случаях.

Привод тормоза ножного типа срабатывает при нажатии на тормозную педаль, а также за счет работы пневматической системы автомобиля, которая действует на колодки, находящиеся на каждом колесе.

Система питания

Здесь установлена принудительная система питания, оборудованная предпусковым подогревателем и насосом диафрагменного типа для подачи топливной жидкости. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее АИ-76.

Транспорт, выпускаемый заводом имени Лихачева, оснащен двумя емкостями для топлива. Объем бака равен 170 л. Емкости расположены с двух сторон под грузовой платформой.

Устройство этой системы включает в себя:

  • топливный насос;
  • фильтрующий элемент тонкой очистки;
  • карбюратор;
  • воздухопроводящую трубку;
  • угольник;
  • сетчатый фильтр;
  • пробку;
  • резиновый шланг;
  • отстойник.

Система зажигания

Система зажигания ЗИЛа-131 — бесконтактного типа, которая состоит из катушки зажигания, распределительного механизма, свечей зажигания и проводов высокого напряжения.

Во время установки добавочного сопротивления необходимо учитывать, что оно не герметично, поэтому рекомендуется устанавливать его выше уровня брода.

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, нужно установить поршень в положение верхней мертвой точки, расположить паз привода на валу распределительного механизма, провернуть коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке и провернуть корпус распределителя против часовой стрелки.

Электрооборудование

Цветная схема электрооборудования ЗИЛ-131 представлена в руководстве пользователя.

Здесь установлена однопроводная электрическая система с номинальным напряжением 12 В. Клеммы, которые отрицательно заряжены, подсоединяются к массе транспортного средства. Устройство электропроводки предусматривает наличие проводов низкого и высокого напряжения.

Подключать дополнительные электрические механизмы можно только в соответствии с электросхемой, которая есть в инструкции.

Основные неисправности системы связаны с коротким замыканием или обрывом цепи. Для диагностики рекомендуется использовать специальный прибор, оборудованный контрольной лампой.

Система подкачки колес

Для накачки колес здесь используется централизованная система регулировки уровня давления воздушного потока в шинах.

Питание шин осуществляется за счет сжатого воздуха из баллонов привода пневматического типа тормозной системы.

В конструкцию системы регулировки входит кран комбинированного типа, необходимый для управления уровнем давления. Такой кран оснащен клапаном-ограничителем и воздушными проводами с гибкими шлангами. Шинные краны соединены с вентилями камер пневматических шин.

Все клапаны находятся в литом корпусе на магистрали, подводящей воздух от баллонов тормозных механизмов к центральному крану управления.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт ЗИЛа-131 нужно проводить только при отключенном двигателе и на специальной площадке.

Причины, по которым требуется проведение ремонтных работ:

  1. Сильно греется двигатель и стреляет глушитель.
  2. Выработка ресурса, из-за чего выходят из строя коленчатый вал, блок цилиндров, трансмиссия и другие основные узлы автомобиля.
  3. Прогорание поршневого устройства.
  4. Наличие повреждений и трещин на корпусе двигателя, коробки передач и блока цилиндров.
  5. Короткое замыкание или обрыв электрической цепи.

Техническое обслуживание предполагает замену масляной жидкости, внешний осмотр агрегатов и замену расходников.

Почему не заводится, и что делать

Силовой агрегат может не заводиться из-за отсутствия топлива в системе, заедания воздушной дроссельной заслонки, засорения жиклеров.

Для того чтобы отремонтировать двигатель, необходимо:

  1. Продуть топливные провода.
  2. Проверить работоспособность игольчатого клапана, который расположен на карбюраторе.
  3. Провести осмотр топливного насоса на наличие дефектов и повреждений.
  4. Продуть цилиндрические элементы.
  5. Провернуть коленчатый вал мотора при помощи электрического стартера при полностью открытых дроссельных заслонках.
  6. Проверить работоспособность заслонки воздушного типа.
  7. Промыть жиклеры ацетоном и продуть воздухом.

Регулировка карбюратора

При правильно отрегулированном карбюраторе дроссели и воздушные заслонки будут открываться и закрываться в соответствии с положением тормозной педали.

Регулировка карбюратора проходит в несколько этапов. Сначала настраивают ручной и ножной привод дросселей, только после этого переходят к настройке воздушной заслонки.

Привод ножного типа регулируется при помощи резьбовой вилки, а ручной — с использованием зажима, который устанавливают на конец троса привода.

На малых оборотах холостого хода мотора разрежение из впускного трубопровода передается через отверстие системы холостого хода, после чего рабочая жидкость попадает в систему смазки.

Как выставить зажигание

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить поршневой механизм цилиндра под номером 1 в положение верхней мертвой точки.
  2. Провернуть коленвал до совмещения отверстия на шкиве коленвала с меткой высшей мертвой точки.
  3. Расположить паз на вал привода распределителя.
  4. Вставить привод в гнездо блока.
  5. Провернуть коленвал на величину установочного угла.
  6. Убрать крепежный болт с пластины.
  7. Включить зажигание.
  8. Провернуть корпус распределительного устройства в гнездо привода.
  9. Проверить правильность установки проводов всех цилиндров.

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления проводится в несколько этапов. На первом необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления. Для этого нужно:

  1. Измерить ход от центральной части пластины до механизма.
  2. Опустить педаль до упора.
  3. Соединить рычаг с верхней проушиной толкателя при помощи эксцентрикового пальца.
  4. Закрутить корончатую гайку.

На втором этапе необходимо отладить ход муфты. Ее свободный ход не должен превышать 4 мм. Регулировка осуществляется при помощи сферической гайки.

На последнем этапе нужно отрегулировать полный ход толкателя гидравлического усилителя руля.

Регулировка тормозов

Регулировка тормозов проводится только на холодных механизмах. Нужно подать сжатый воздух под давлением в тормозную систему, а также в тормозную камеру. После чего необходимо провернуть ось червяка так, чтобы шток камеры находился в пределах 25 мм. Затем следует проверить, как вращается барабанное устройство.

Раздаточная коробка автомобилей ЗИЛ

Категория:

   Шасси автомобиля

-

Раздаточная коробка автомобилей ЗИЛ

На трехосном автомобиле ЗИЛ-131 с приводом на все оси установлена двухступенчатая раздаточная коробка, прикрепленная за коробкой передач четырьмя болтами к двум продольным балкам, опирающимся через резиновые подушки на кронштейны поперечных балок рамы автомобиля.

Чугунный картер раздаточной коробки имеет заднюю отъемную крышку 9 и сверху люк для присоединения коробки отбора мощности, закрытый крышкой, на которой расположен сапун. На задней крышке имеются маслозаливное и сливное отверстия, закрытые пробками. В стенках картера на подшипниках установлено три вала: ведущий, вал привода переднего моста и вал 16 привода задних ведущих мостов.

Ведущий вал установлен задним концом в выточке вала привода задних мостов на цилиндрическом роликоподшипнике, а передним — в стенке картера на шарикоподшипнике, закрепленном стопорным кольцом и крышкой с самоподжимным сальником. На шлицах наружного конца вала закреплен гайкой с шайбой фланец заднего карданного шарнира. На фланце приварен грязеотражатель. Ведущий вал с помощью промежуточного карданного вала с двумя карданными шарнирами соединен с концом вторичного вала коробки передач.

--

На ведущем валу на шпонке закреплена шестерня первой передачи, а за ней на шлицах вала установлена скользящая зубчатая муфта включения второй (прямой) передачи, которая может входить в зацепление с внутренним зубчатым венцом, изготовленным в шестерне вала привода задних ведущих мостов. Вал установлен в стенках прилива отъемной крышки картера: впереди — на роликовом цилиндрическом подшипщше, а сзади — на шарикоподшипнике. Между подшипниками на валу закреплен червяк привода спидометра, с которым находится в зацеплении ведомая шестерня, валик которой установлен в гнезде и во втулке крышки картера. Задний подшипник вала закреплен стопорным кольцом и закрыт крышкой, в которой установлен самоподжимной сальник. Крышка является кронштейном для установки колодок центрального тормоза.

При перемещении рычага вперед муфта входит в зацепление с шестерней, вследствие чего включается привод переднего моста.

Рис. 1. Схема работы раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-63

Рис. 2. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131

На шлицах наружного конца вала закреплен гайкой фланец карданного шарнира сквозной карданной передачи к первому и второму задним ведущим мостам. К фланцу крепится барабан центрального тормоза. Нижний вал установлен в картере: впереди — на шарикоподшипнике, закрытом крышкой с сальником, и сзади — на роликовом цилиндрическом подшипнике, закрытом глухой крышкой. Передний конец вала карданным валом с двумя карданными шарнирами соединяется с валом главной передачи переднего ведущего моста.

На нижнем валу установлены свободно на игольчатых подшипниках промежуточные шестерни первой передачи, находящиеся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями ведущего вала и вала привода задних мостов. Все шестерни имеют косые зубья.

На зубчатом венце ступицы передней шестерни установлена передвижная муфта включения первой передачи, могущая надвигаться на зубчатый венец задней шестерни. На заднем зубчатом венце шестерни установлена зубчатая муфта включения привода переднего моста, могущая надвигаться на зубчатый венец, изготовленный как одно целое с нижним валом.

Перемещение зубчатых муфт включения первой и второй передач осуществляется с помощью вилок, закрепленных на стержнях, установленных в стенках картера и уплотненных на выходе сальниками. Стержни снабжены шариковыми фиксаторами и шариковым замком, исключающим одновременное включение обеих передач. Наружные концы стержней тягами соединены с рычагом переключения передач, установленным на подвижной скобе кронштейна, закрепленного на картере коробки передач.

Перемещение зубчатой муфты включения переднего моста осуществляется вилкой и стержнем автоматически с помощью электропневматического привода, состоящего из воздушной камеры с диафрагмой и пружи-пой, соединенной со стержнем, и электровоздушного клапана, включенных в систему пневматического привода тормозов.

При установке рукоятки рычага в среднем нейтральном положении зубчатые муфты расположены, как показано на рис. 304, и ведущие мосты отключены. При перемещении рукоятки рычага назад муфта, сдвигаясь назад, соединяет верхние валы — включается вторая прямая передача на задние ведущие мосты.

При перемещении рукоятки рычага вперед муфта, сдвигаясь назад, замыкает обе нижние шестерни, и включается первая (понижающая) передача на задние ведущие мосты через шестерни (передаточное число 2,08). Одновременно с помощью электрического включателя, расположенного против стержня включения первой передачи, замыкается электрическая цепь на электромагнит воздушного клапана и он, срабатывая, направляет сжатый воздух в камеру. При этом стержень перемещается вместе с диафрагмой, с помощью вилки перемещая муфту назад, и автоматически включается передний ведущий мост. При выключении первой передачи передний мост выключается, так как вследствие выключения электрической цепи с помощью клапана камера разобщается от сжатого воздуха и сообщается с атмосферой, и стержень под действием пружины перемещается вместе с вилкой и муфтой в исходное положение. Автоматичность включения переднего ведущего моста только при включении первой передачи раздаточной коробки упрощает управление и предохраняет задние ведущие мосты от перегрузки на данной передаче.

В случае необходимости передний мост может быть принудительно включен и при второй передаче. Это осуществляется с помощью замыкания электрической цепи электровоздушного клапана вручную переключателем, расположенным на переднем щите кабины. Для включения переднего моста рукоятка переключателя должна быть повернута налево, для выключения — направо. При включении переднего моста с помощью электрического включателя, расположенного против стержня, всегда зажигается сигнальная лампа, расположенная на щитке кабины.

На трехосном автомобиле ЗИЛ-157 с приводом на все оси установлена раздаточная коробка, снабженная двухступенчатым редуктором. В корпусе коробки на роликоподшипниках с коническими роликами установлены валы: ведущий, промежуточный, вал привода второго заднего моста, вал привода первого заднего моста и вал привода переднего моста. На гладкой части ведущего вала на втулке установлена свободно вращающаяся шестерня, находящаяся постоянно в зацеплении с шестерней промежуточного вала и имеющая внутренние зубья. На шлицах вала установлена передвижная шестерня, служащая для включения высшей и низшей передач коробки.

Рис. 3. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-157

На внутреннем конце вала привода второго заднего моста изготовлена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, на котором наглухо закреплены три шестерни. Средняя шестерня служит для включения низшей передачи коробки. На валу 9 привода первого заднего моста закреплена шестерня, находящаяся постоянно в зацеплении с шестерней промежуточного вала. На переднем конце вала имеются шлицы.

На шлицах внутреннего конца вала привода переднего моста установлена муфта, служащая для включения переднего моста. Шестерня переключения передач и муфта включения переднего моста передвигаются при помощи двух рычагов, связанных с переключающими механизмами.

При включенной передаче в коробке передач ведущий вал раздаточной коробки вращается. Но когда шестерня (рис. 3, б) находится в нейтральном положении, усилие на другие валы и на ведущие мосты не передается. При перемещении рычага (рис. 3, в) переключения передач назад шестерня входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни, соединяя ее с валом. При этом включается высшая передача раздаточной коробки с передаточным числом 1,44, и вращение передается через промежуточный вал на валы привода задних ведущих мостов.

При перемещении рычага (рис. 3, г) включения переднего моста вперед муфта передвигается назад и заходит на шлицы вала привода заднего моста, соединяя его с валом привода переднего моста. При этом также включается и передний мост. При перемещении рычага (рис. 3, д) переключения передач вперед шестерня сдвинется назад и войдет в зацепление с шестерней промежуточного вала; при этом включается низшая передача раздаточной коробки с передаточным числом 2,44 на все ведущие мосты.

В переключающих рычагах раздаточной коробки поставлено блокирующее устройство, устраняющее возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте и выключения переднего моста при включенной низшей передаче. Для этого на нижнем конце рычага включения переднего моста поставлен установочный болт против нижнего конца рычага переключения передач. В случае включения низшей передачи при выключенном переднем мосте конец рычага переключения передач упирается в установочный болт рычага включения низшей передачи.

На автомобиле ЗИЛ-157К применена раздаточная коробка, аналогичная по конструкции раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-157.

Реклама:
Читать далее: Раздаточная коробка автомобилей УРАЛ

Категория: - Шасси автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Смотрите также