Обязан ли я выходить из машины по требованию инспектора


15. Обязывает ли новый регламент выходить из машины по требованию инспектора? — DRIVE2

20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Он заменил аналогичный документ, действовавший с 2009 года, в некоторые положения предыдущего регламента были внесены изменения.Некоторые СМИ сообщили, что теперь водителям придется выходить из машины по первому требованию инспектора. Однако на самом деле пункт, где разъясняются случаи, когда инспектор ГИБДД может предложить водителю выйти из транспортного средства, остался без изменений. То есть выходить не нужно. Инспектор лишь может предложить выйти в следующих ситуациях:-необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов;-у водителя присутствуют признаки опьянения и (или) болезненного состояния;-нужно провести в присутствии владельца транспортного средства сверку номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;-необходим личный досмотр, осмотр или досмотр транспортного средства и груза;-требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также в оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;-поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.Также сохранилась следующая формулировка: инспектор «вправе предложить». Это не подразумевает требования со стороны инспектора, а значит, водитель может отказаться выходить из машины. В административном судопроизводстве все сомнения, которые возникают в той или иной ситуации, трактуются в пользу гражданина. В данном случае „вправе предложить“ необходимо трактовать как право водителя выходить или не выходить из автомобиля. А вот должен ли водитель выйти из автомобиля в той или иной ситуации, необходимо рассматривать в каждом конкретном случае. Например, для определения признаков состояния опьянения водитель может не выходить, т. к. „дышать в трубочку“ можно и сидя в автомобиле. Или другой случай из регламента: „для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах“. Очевидно, в данной ситуации водитель вправе выбирать, хочет ли он, чтобы инспектор ГИБДД сверял номера под капотом его автомобиля сам или с участием водителя (чтобы исключить злоупотребления). В итоге можно прийти к выводу, что выход из автомобиля является правом, но не обязанностью водителя».Также не отменяет новый регламент отдельные случаи, когда водитель не может оставаться в автомобиле. Как и ранее, покинуть транспортное средство он обязан после составления следующих протоколов:-об административном задержании (статья 27.4 КоАП РФ);-о досмотре транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ);-об отстранении от управления транспортным средством (статья 27.12 КоАП РФ).

В новом регламенте появился пункт о том, что инспектор может предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов. Но опять же речь идет о предложении, а не о требовании.

www.drive2.ru

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?

Зачастую, при остановке автомобиля якобы с целью проверки документов, инспекторы ГИБДД не ограничиваются изучением водительского удостоверения. Многие автолюбители сталкивались с просьбой, а иногда и требованием, открыть багажник или выйти из автомобиля. Имеет ли право автоинспектор потребовать от водителя выполнения вышеназванных указаний?

Правовые основы просьбы или требования

Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.

Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
  3. Федеральный законодательный акт «О полиции».

При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.

Владелец машины, в первую очередь, должен выяснить у полицейского, какой посыл несут его слова, является ли предложение покинуть салон машины просьбой, либо такое действие приравнивается к требованию.

Зачастую полицейский не говорит автолюбителю о том, что подразумевается под предложением выйти из машины на улицу. По этой причине автолюбитель должен сам задать инспектору ДПС соответствующий вопрос. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда полицейский предлагает открыть багажник, пройти медицинское освидетельствование, открыть дверь машины и так далее.

Если озвученное инспектором предложение — просьба, то водитель на законных основаниях может её проигнорировать. Требованию автолюбитель также может не подчиняться, но только в ситуации, когда достоверно известно о его незаконности.

В каких случаях требования покинуть машину законны

Согласно действующему административному законодательству существует только три ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора. При этом каждый из этих случаев подробно прописан в КоАП РФ.

Первый вариант связан с составлением сотрудником ГИБДД протокола в отношении водителя о временном задержании согласно статье 27.4.1 КоАП. Когда автоинспектор составляет такой документ, гражданин должен быть доставлен в ближайшее отделение полиции. Если водитель отказывается покинуть салон автомобиля, тогда полицейские имеют законные основания применить физическую силу. Но только в случае оказания сопротивления. Такие действия законны и прописаны в статьях 18-20 закона «О полиции».

Второй вариант связан с оформлением сотрудником ГИБДД протокола досмотра автотранспорта на основании статьи 27.9 КоАП. У многих автолюбителей может возникнуть вопрос, зачем человеку покидать автомобиль для досмотра, ведь можно просто с помощью брелока открыть крышку багажника и пускай инспектор ДПС самостоятельно проводит это мероприятие. Загвоздка заключается в том, что самовольные действия полицейского без присутствия водителя или владельца автотранспорта классифицируются не как досмотр, а как обыск. На такую процедуру необходимо иметь официальное разрешение судебной инстанции.

Получается, что открывать багажник и двигать в нём вещи должен непосредственно гражданин. В противном случае действия ГИБДДшника могут быть признаны самоуправством.

Третий вариант связан с составлением протокола об отстранении гражданина от управления транспортным средством на основании статьи 27.12 КоАП. В данной ситуации всё понятно и просто. Когда инспектор ГИБДД отстраняет водителя от управления автомобилем, гражданин обязан покинуть салон транспортного средства.

Вышеназванные ситуации необходимо запомнить и только лишь при их возникновении беспрекословно выполнить требование полицейского.

А что будет если водитель откажется выполнять законные требования инспектора ДПС?

Тогда в отношении водителя составляется административный протокол по статье 19.3 КоАП ( неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Санкции данной статьи предусматривают денежное взыскание на сумму до 1000 рублей, либо арест правонарушителя на срок до 15 суток. Как видим отказ водителя выполнить законное требование автоинспектора может наказываться и очень сурово. Однако такое наказание должно быть подтверждено соответствующими протоколами досмотра ТС и протоколом задержания, содержащими, помимо личных данных водителя и сотрудника ГИБДД, ещё и мотивы, а также основания для задержания гражданина.

В любой неописанной выше ситуации в обязанности автоинспектора входит не предъявление требования, а только предложение гражданину покинуть салон машины. В регламенте дорожной полиции прописаны все ситуации, когда их сотрудник может обратиться к автовладельцу с  такой просьбой. Вот этот перечень:

  • С целью устранения неисправностей в машине, на которые указал автоинспектор;
  • С целью устранения нарушений автомобилистом правил перемещения груза;
  • С целью проверки возникшего подозрения о наличии у водителя алкогольного или иного типа опьянения;
  • С целью сверки номеров, выбитых на узлах и агрегатах машины с номерами, прописанными в техническом паспорте;
  • Для составления протокола или участия в действиях, носящих процессуальный характер;
  • Для оказания необходимой помощи иным гражданам;
  • Когда поведение водителя таит в себе угрозу для здоровья полицейского.

Выходить или не выходить?

Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.

А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя. Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями. На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.

В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а  просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.

Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя. И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить. Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.

Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И   сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.

Что может быть, если отказаться покидать салон автомобиля?

Когда водитель решил продемонстрировать автоинспектору  владение юридическими терминами или знание законодательных актов страны, тогда он должен понимать, что и полицейские на дороге могут применить одну из следующих санкций:

  1. В отношении гражданина может быть составлен административный протокол по нарушению, которое и стало причиной для остановки транспортного средства, либо будет вынесено постановление о начале дела по административному правонарушению, если водитель полностью признает  вину – это идеальный вариант;
  2. Все идентичные действия, описанные в предыдущих пунктах с одним единственным отклонением: время на оформление протокола или постановления увеличиться в несколько раз. Автоинспектор просто пойдёт на принцип и будет составлять документ столько, сколько ему захочется. А водитель потеряет своё личное время.
  3. Кроме заслуженного протокола об административном правонарушении, совершённым водителем, автоинспектор составит ещё несколько протоколов или выпишет парочку постановлений за те правонарушения, которых не было. Например, разговор по мобильном телефону или за передвижение с непристёгнутым ремнём. Подобные действия сотрудника ГИБДД никак нельзя назвать законными. Вот только доказывать это придётся уже на суде и вряд ли без соответствующих подтверждающих фактов это удастся сделать.

Но самым изощрённым наказанием для слишком грамотных автолюбителей является ситуация, когда гражданин отказался покинуть салон  автомобиля и просто отдал полицейскому документы для оформления протокола. Через некоторое время сотрудник ГИБДД вернётся к машине нарушителя и принесёт на подпись документ, в котором прописан отказ автолюбителя от прохождения освидетельствования на употребление алкоголя или наркотических средств. Но ведь машина была остановлена просто за превышение скорости. Так откуда могла взяться подобная формулировка в протоколе?

Всё просто. Пока водитель наслаждался собственной маленькой победой над сотрудником ГИБДД и упивался собственными познаниями в юридической сфере, полицейский остановил ещё несколько машин. Далее, указав владельцам этих транспортных средств на ранее остановленный автомобиль, за рулём которого находится счастливый и довольный водитель, звучит фраза: «Там выпивший человек, который отказывается от освидетельствования. Подпишите протокол и можете ехать дальше».

Вот таким образом просто превысивший скорость человек превращается в злостного нарушителя. А дальше будет судебное разбирательство, где доказать  невиновность будет практически невозможно. На основании решения суда, скорее всего, человек заплатит не маленький штраф, размер которого составляет тридцать тысяч рублей. Кроме того, гражданин не сможет сесть за руль на протяжении полутора или двух лет.

Есть ли у сотрудника ГИБДД законные основания для препровождения гражданина в патрульную машину?

При любом раскладе автоинспектор не имеет права требовать от гражданина проследовать в патрульный автомобиль для оформления любого типа административной документации. У водителя нет обязанностей покидать  автомобиль, а тем более, пересаживаться в машину полицейских, чтобы подписать протокол или ответить на вопросы сотрудников ГИБДД. Согласно закону, если на гражданина составляется административный протокол, он может не присутствовать при его оформлении. Автоинспектор должен написать бумагу и принести её для подписи.

Все манипуляции, которые направлены на заманивание гражданина в полицейскую машину, могут быть связаны со следующими обстоятельствами:

  • В процессе общения с глазу на глаз сотруднику дорожной полиции гораздо легче оказывать на человека психологическое давление;
  • Приватное общение в салоне служебной машины подталкивает гражданина к даче взятки и урегулированию проблемы подобным способом;
  • Отсутствие в служебном автомобиле посторонних лиц;
  • В случае использования водителем ненормативной лексики или оскорбительных выражений в адрес сотрудников ГИБДД у последних будет возможность доказать такой факт при помощи аудиозаписи и видеофиксации, которые ведутся в салоне служебного автомобиля.

Идеальным местом для беседы с инспекторами можно назвать улицу и обязательно недалеко от патрульной машины.

avtomotoprof.ru

Обязан ли водитель выйти из машины по требованию инспектора ГИБДД

Время чтения: 3 минуты

Вы слышали когда-нибудь от инспектора фразу: «Выйдете из машины»? Такая ситуация является довольно распространенной на дорогах нашей страны. Чтобы понять в каких случаях данная просьба является законной, а в каких – нет, предлагаю прочитать вам эту статью.

Законно ли требование инспектора выйти из машины

Ни один инспектор не имеет права приказать вам выйти из машины. Он может только предложить выйти при наступлении определенных ситуаций:

  • Необходимо устранить технические неисправности транспортного средства;

  • Нарушение правил перевозки грузов;

  • Наличие у водителя признаков состояния алкогольного или наркотического опьянения, а так же при наличии болезненного состояния;

  • При сверке номеров агрегата;

  • Во время проведения осмотра, досмотра или личного досмотра;

  • Для оказания помощи пострадавшим;

  • При возникновении ситуации, когда жизни инспектора кто-то или что-то угрожает;

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения: а) выйти из транспортного средства в случаях: - необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; - наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния; - для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; - для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; - когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

П.п. «А» Пункта 70 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185

В каких случаях водитель обязан выйти из машины

Конечно, просьба выйти из машины может стать обязанностью, но, опять же, это может быть только в отдельных случаях после составления протокола.

1Вы будете обязаны выйти из своего транспортного средства тогда, когда будет составлен протокол об Административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ.

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. 2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статья 27.4 КоАП РФ

2Также причиной покинуть автомобиль в принудительном порядке будет служить составленный протокол о досмотре вашего автомобиля согласно статье 27.9 КоАП РФ.

3Ну и конечно же если против вас будет составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ, то вам придется покинуть салон своего автомобиля, хотите вы этого или нет.

Важно!

Даже в случае, если есть необходимость составить протокол или квитанцию- постановление, все попытки выманить вас в патрульную машину делаются для того, чтобы при разговоре с вами «тет-а-тет» инспектору было проще оказывать давление и подводить разговор к денежному знаменателю. Тут имеет место психологический прием - «игра на чужом поле». Да и свидетели в вашей машине инспектору не нужны.

Кроме того, существуют моменты, когда не следует покидать салон автомобиля. Например, к такой ситуации можно отнести остановку транспортного средства на трассе, которая расположена на «глухом» месте (поля, леса и пр.) в темное время суток. В этой ситуации не следует глушить двигатель автомобиля, так как при наступлении непредвиденной ситуации, вам придется моментально среагировать и тронуться с места. Чтобы предотвратить экстренные случаи, лучше всего приоткрыть немного окно, заблокировать двери и попросить показать удостоверение, а так же попросить продемонстрировать нагрудный жетон, который тоже неплохо было бы рассмотреть. Запомните, пока вы этого не сделаете - это всего лишь человек, одетый в форму инспектора ДПС.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!



Дата обновления: 14 декабря 2016 г.

8.9 из 10

Проголосовало 9

zakon-auto.ru

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Очень часто, останавливая на дороге транспортное средство, инспекторы ДПС не ограничиваются исключительно проверкой документов. Они обращаются с просьбой и даже требованием показать салон и багажник автомобиля. Но законны и правомерны ли такие действия? И, в принципе, какой существует законный порядок досмотра транспортного средства? Как правильно и, главное, в соответствии с законом поступить в ситуации, когда под тем или иным предлогом вам предложили выйти из машины? Обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции? Об этом более детально в нашей публикации.

В рамках или вне закона?

Одним из самых спорных моментов в законодательстве, которое касается дорожного движения, является процедура осмотра транспортного средства. Такая ситуация часто связана с тем, что многие, ориентируясь достаточно поверхностно в законодательстве об осмотре и досмотре, сразу же подают на административный арест. Но сами инспекторы ДПС такие процедуры не всегда применяют в рамках действующих законов. Хотя данные действия, по сути, нарушают права граждан. Учитывая этот факт, крайне важно быть осведомленным в вопросах, когда именно и при каких обстоятельствах проводится досмотр автомобиля. 

В некоторых ситуациях лучше не покидать автомобиль. К примеру, если вас остановили на пустынной трассе в «глухом» месте ночью. В этом случае не стоит глушить двигатель, так как в ситуации форс-мажора вы всегда сможете оперативно среагировать. Для того чтобы не случилось что-то неприятное, окно открывайте лишь немного, двери все обязательно заблокируйте и, конечно же, попросите показать свое удостоверение остановившего вас. В Кодексе об административных правонарушениях сказано, что должностное лицо за незаконное ограничение права на управление автомобилей карается штрафом в размере 20000 рублей. В случае, когда инспектор ГИБДД потребует открыть багажник вашего транспортного средства для того, чтобы взглянуть на огнетушители, аптечку или же проверить наличие знака аварийной остановки, непременно поинтересуйтесь, имеется ли на то у него основание.   Обратите внимание: открытие багажника считается уже досмотром. Такая процедура предусматривает обязательное присутствие двух понятых. Кроме того, учитывайте, что сотруднику ГИБДД нельзя прикасаться к находящимся в досматриваемом транспортном средстве вещам и предметам руками, в особенности к пакетам, сумкам, барсеткам пассажиров и водителя. Ведь подобные действия считаются обыском. А для этого необходимы абсолютно иные основания. Просто так автомобиль не может подвергаться досмотру. При этом инспектор должен в обязательном порядке составить соответствующий протокол, в котором непременно обязаны расписаться все понятые.

Отдельные инспекторы ГИБДД, рассчитывая на абсолютную некомпетентность автовладельца, совершают несколько грубых ошибок. В частности, они:

  • Осмотр проводят без присутствия понятых;
  • Не составляют протокол;
  • Досмотр осуществляют без водителя;
  • Во время самой процедуры передвигают вещи и сами же их перекладывают.

Важно: водителю обязательно нужно покинуть салон и присутствовать под наблюдением уполномоченных лиц на процедуре. Соответственно, осведомленность о том, как именно осуществляется досмотр автомобиля, многих водителей избавит от досадных ситуаций. Ведь для таких действий потребуются важные основания. Процедуру просто так осуществлять никто не может. Важно знать свои права.

Осмотр инспектор ГИБДД может проводить в следующих случаях:

  • Когда осуществляется спецоперация;
  • Когда необходимо сверить номера из ПТС и специальные маркировки;
  • При обнаружении различных неисправностей автомобиля, когда запрещено дальнейшее его использование;
  • При несоответствии транспортируемого груза и сведений о нем, указанных в сопровождающих документах.

При осмотре автомобиля водителю не нужно покидать салон. Совсем иным является досмотр. При досмотре инспектор ГИБДД осуществляет фактический контроль на содержимым транспортного средства. Такая процедура включает обязательный досмотр груза, которых находится в автомобиле. Важно: досмотр будет считаться незаконным, если для его проведения нет серьезных оснований. Но в том случае, если таковые имеются, очень важно проведению досмотра не препятствовать. Принципиальным отличием осмотра и досмотра является прикосновение к транспортному средству и находящимся внутри его вещам.  

Законны ли требования инспектора выйти из автомобиля?

Ни один инспектор не в праве приказать водителю выйти из машины. Но предложить выйти он может в отдельных ситуациях:

  • Когда есть надобность в устранении технических неисправностей автомобиля;
  • Когда речь идет о нарушении правил перевозки грузов;
  • Если у водителя присутствуют признаки наркотического или алкогольного опьянения, или же болезненное состояние;
  • Когда нужно сверить номера агрегата;
  • В ситуации для оказания помощи пострадавшим.

Если во время осмотра были обнаружены данные, которые указывают на непосредственное совершение какого-либо административного нарушения, сотрудник ГИБДД имеет право открыть дело об соответствующем административном правонарушении. В соответствии с буквами закона, обязательно о досмотре должен быть составлен соответствующий протокол или запись в документе об административном задержании. Обратите внимание: в протоколе должны быть указаны место и дата его составление, а также ФИО, звание и должность сотрудника ГИБДД, который такой протокол составил. Кроме того, в данном документе должны быть сведения о понятых (их ФИО, телефоны, адреса), владельце данного транспортного средства, информация об обнаруженных в процессе досмотра вещах и об идентификационных признаках автомобиля.  

Важные моменты

В таких случаях инспектор ГИБДД вправе потребовать следовать за ним и даже может при необходимости применить предварительное административное задержание в отношении водителя. Обратите внимание: о таком задержании протокол может быть составлен непосредственно после задержания и препровождения его в отделение полиции. В этом случае не является обязательным участие понятых. Все полученные во время процедуры материалы, а также фиксация вещественных доказательств к соответствующем протоколу прилагаются. Данный протокол должен подписать именно тот инспектор, который его составил. Также здесь должны быть подписи владельца автомобиля, который был досмотрен, и лица, в отношении которого было заведено производство об административном правонарушении. Если владелец транспортного средства или еще кто-то отказывается такой документ подписать, об этом обязательно делается соответствующая запись в документе. Копию протокола отдают владельцу автомобиля, который было подвержено досмотру.

autoqub.ru


Смотрите также