Новые правила возмещения ущерба по осаго


Новые правила возмещения ущерба по ОСАГО

Власти одобрили поправки в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения перед денежной выплатой. Теперь в виде выплаты автовладельцам по умолчанию будет осуществляться ремонт машины, деньги же получить можно будет только в исключительных случаях. Подробнее о нововведениях читайте в этой статье.

Изменения

17 марта 2017 года в окончательном чтении Госдума приняла закон о натуральных выплатах по ОСАГО, суть которого заключается в том, чтобы в случае аварии денежное возмещение для ремонта автомобиля заменить непосредственно на сам ремонт. 28 марта соответствующие поправки были утверждены президентом РФ. Данный документ размещен на портале правовой информации.

Важно! Поправки в закон об ОСАГО будут распространяться на полисы, проданные с 28 апреля 2017 года. Владельцы старых договоров смогут претендовать на денежное возмещение без всяких условий, однако выплата будет производиться с учетом износа.

Таким образом, с момента вступления законопроекта в силу пострадавшие в ДТП водители (не имеет значения, сколько автомобилей пострадало в аварии) должны будут обращаться в страховую компанию не за деньгами, а за так называемой натуральной выплатой - направлением на ремонт. При этом по вступившим в силу правилам, пострадавшему в аварии не придется доплачивать за износ запчастей.

Процедура

Потерпевший в ДТП автовладелец приходит в офис страховщика и выбирает из предложенных ему вариантов станцию техобслуживания, которая не должна находиться далее чем в 50 км от места аварии или места жительства потерпевшего. Исключение составляют случаи, когда страховщик сам организовывает и оплачивает перевозку автомобиля. Автовладелец может выбрать и свой автосервис, которого в списке нет, однако в этом случае страховая компания должна дать письменное согласие на такой выбор.

Важно! Автомобили, возраст которых не превышает двух лет, должны восстанавливаться на дилерских автосервисах.

После этого авттомобиль потерпевшего направляется на ремонт. Причем сами ремонтные работы будут производиться без учета износа транспортного средства и только новыми деталями. Детали, бывшие в употреблении, будут использоваться только по согласованию с собственником машины, страхователем (в целях ускорения ремонта) и в тех случаях, если новые детали к конкретному автомобилю найти невозможно.

Ремонт будет производиться в течение 30 суток. Если этот срок будет превышен, страховщик должен будет выплатить штраф в размере 0,5% от суммы ущерба за каждые сутки просрочки.

Если ремонт будет выполнен некачественно, то страховщикам также грозят санкции, вплоть до приостановки Банком России возможности направлять автомобили на ремонт (в этом случае таким компаниям придется расплачиваться со своими клиентами деньгами).

Что касается станций техобслуживания, то они обязаны гарантировать срок службы отремонтированных частей машины. Предполагается, что выявленные неполадки будут бесплатно устраняться в течение полугода, гарантия на покраску будет действительна год.

Когда ущерб возместят деньгами

С вступлением в силу указанных поправок ремонт станет главным видом возмещения ущерба по ОСАГО, однако в некоторых случаях пострадавший сможет получить денежную выплату. Сделать это он сможет, если

  • получил средние или тяжелые травмы при ДТП;
  • потерпевший в ДТП погиб, а страховку получают наследники;
  • потерпевший является инвалидом первой или второй группы;
  • страховая компания сама согласилась выплатить компенсацию деньгами;
  • автомобиль не подлежит восстановлению;
  • ремонт машины обойдется дороже максимальной выплаты в 400 тысяч рублей;
  • страховой компании не удалось найти подходящую станцию техобслуживания.

www.fingramota.org

Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП

До весны 2017 года по усмотрению страхователя происходило возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП в 2 вариантах — ремонт или деньги. С 28.04.2017 действуют новые правила выплат, а именно: денежная выплата страховки при ДТП возможна только в определенных и весьма ограниченных ситуациях. Теперь основным вариантом страхового возмещения является проведение ремонтных работ поврежденного авто.

Кого коснулись новшества?

С конца весны Закон об ОСАГО заработал несколько иначе. Однако новые правила ОСАГО имеют отношение только к страховкам, полученным после 28 апреля. То есть в полную силу отредактированный законопроект работает только с 2018 года.

Для держателей страховок, оформленных до весны 17 года, сохранен прежний порядок выплат.

Новые правила выплаты по ОСАГО предусматривают тот же порядок действий страхователя после происшествия. Изменения коснулись только характера возмещения.

Европротокол

Есть вариант, когда вызов на место происшествия представителя страховщика и ГИБДД не требуется.  Основные условия:

  • в ДТП участвовало только 2 стороны;
  • причинен несущественный ущерб – на сумму до 100 тысяч рублей;
  • оба водителя застрахованы и полисы при них.

При выполнении этих условий может быть составлен Европротокол. Его бланк выдается в страховой компании в момент оформления полиса. Виновное лицо может возместить ущерб на месте. Известить страховщика автовладелец должен в 5-дневный срок.

Инструкция автовладельца, попавшего в ДТП

Во всех остальных ситуациях, чтобы гарантированно получить возмещение причиненного ущерба по ОСАГО при ДТП, действовать надо так:

  1. Сразу после столкновения, убедившись в отсутствии раненых во всех автомобилях, надо известить о произошедшем сотрудника страховой компании, которая будет производить покрытие полиса ОСАГО. Также надо вызвать на место происшествия и сотрудника ГИБДД.
  2. До приезда представителей уполномоченных органов надо сделать фотографии транспортных средств на месте аварии, попросить очевидцев остаться на месте ДТП до приезда ГИБДД или хотя бы взять их контактные данные, обменяться контактами со вторым участником аварии.
  3. Предоставить инспектору ГИБДД права, страховку, документы на авто. Менять местоположение авто можно только после получения согласия от инспекторов. Обычно это происходит после составления схемы аварии. Остается подписать составленные документы и забрать справку о происшествии.
  4. Забрать в отделении ГИБДД протокол об административном правонарушении или отказ в нем.
  5. В 5-дневный срок предоставить в страховую пакет документов и заявление на получение страховой выплаты по ОСАГО за повреждение автомобиля. Пропуск указанного срока не служит законной причиной для отказа выплаты страховки.
  6. В оговоренное время доставить свое авто на техническую экспертизу. По ее результатам будет определена страховая выплата по полису ОСАГО.
  7. На основании акта осмотра будет принято решение о размере возмещения ущерба по ОСАГО.

В этом месте и проявляются особенности, которые произошли в законодательстве. Владельцы старых страховок делают выбор — компенсация денежная по ОСАГО или ремонт? Предпочитаемый вид выплаты по ОСАГО при ДТП указывается автовладельцем в заявлении. У собственников новых полисов больше такого выбора нет. Их ТС отгоняется на одну из станций, указанных в страховом договоре, и ремонтируется. О том, как осуществляется выплата по страховке ОСАГО при ДТП денежными средствами и в натуре, пойдет речь далее.

Может быть интересно: Что делать, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО.

Денежные компенсации

Именно этот способ покрытия вреда после дорожного инцидента считался приоритетным в те времена, когда у автовладельцев был выбор. Когда компенсация выплачена, ею можно распоряжаться как угодно – поехать на излюбленную автостанцию или выполнить починку собственными усилиями.

Расчет должен быть произведен по желанию заявителя – наличными через кассу страховой или путем безналичного перевода денег на указанный автовладельцем счет.

Кто сейчас может получить деньги?

Выбрать денежное возмещение по страховке может любой автовладелец с полисом до 28.04.2017, а также при следующих обстоятельствах:

  1. Стоимость ремонта существенно превышает лимит страховой выплаты по ОСАГО. Сейчас автострахованием ОСАГО предусмотрена максимальная выплата в размере 400 000 рублей. Если исходя из расчета, составленного техническим экспертом, размер выплат превышает эту цифру, и автовладелец отказывается разницу выплачивать из своего кармана, страховая сумма будет ему выплачена деньгами.
  2. В результате дорожного происшествия пострадало не только транспортное средство, но и человек.
  3. На предусмотренных страховым соглашением автомобильных станциях не могут провести ремонт надлежащим образом.
  4. В инциденте пострадал инвалид I или II группы.
  5. По каким-то причинам своевременно отремонтировать авто не представляется возможным. Например, если автомобиль редкий и своевременно получить запчасти к нему невозможно.
  6. После рассмотрения заявления автовладельца Российский союз автостраховщиков пошел ему навстречу и потребовал денежного возмещения по ОСАГО от страховой компании. Такие случаи рассматриваются индивидуально. РСА, к примеру, может стать на сторону автовладельца, не желающего ремонтировать авто в СТО и находящегося в сложном материальном положении (низкий уровень доходов, наличие иждивенцев и др.).
  7. Наличие договоренности между сторонами страхового соглашения. Страховщик выплачивает заниженную по отношению к рассчитанной техническим экспертом компенсацию, а страхователь своими усилия выполняет ремонт машины.

Максимальная компенсация

На сегодняшний день максимальная сумма выплат по полису ОСАГО составляет:

  • 400 000 – покрывает ущерб, нанесенный автотранспорту;
  • 500 000 – если в результате дорожного инцидента водитель получил травмы или умер.

Максимальная выплата по ОСАГО назначается крайне редко. На практике ее размер уменьшается за счет многих факторов. Чтобы рассчитать, какую сумму получит страхователь, необходимо знать:

  • рыночную стоимость ТС;
  • степень износа;
  • размер страховой суммы;
  • характер полученных повреждений и др.

Естественно, что после учета всех перечисленных нюансов можно забыть о выплате в максимальном объеме. По статистике, средний размер компенсаций для попавших в аварию страхователей – 30-40 тысяч рублей, что существенно меньше, чем лимит полиса ОСАГО.

Следующий вопрос — сколько стоит полис? На сайте любой страховой компании есть онлайн калькулятор. После ввода заданных параметров программа выдает стоимость полиса. Выходить из этих пределов страховщик не в праве. При желании застраховать автогражданскую ответственность можно и в режиме онлайн. С 2017 года оформление электронных страховок – обязательное условие работы страховщиков.

Куда обращаться?

В ФЗ предусмотрено, что страховые компенсации пострадавшей в аварии стороне выплачивает страховщик виновника происшествия. Одновременно действует и правило прямого возмещения ущерба (ПВУ). Оно позволяет потерпевшему в аварии обращаться в свою страховую. Но возможно это только при следующих обстоятельствах:

  • в ДТП участвовало только две машины;
  • гражданская ответственность владельцев ТС застрахована, на руках у обоих есть обязательный полис;
  • страховая фирма виновного лица имеют действующую лицензию на деятельность;
  • в результате происшествия пострадали только машины, а не люди.

Чтобы возместить убыток по ПВУ достаточно всего лишь подать документы своему страховщику и пройти техническую экспертизу. Если с документами все в порядке, компания переведет деньги на указанный в заявлении счет или выдаст их на руки.

Сроки

С недавнего времени период рассмотрения обращений клиентов страховых компаний уменьшен. На данный момент от момента подачи заявления до возмещения стоимости ущерба должно пройти не более 20 календарных дней, из которых вычитаются нерабочие и праздничные.

Ремонт

Натуральное возмещение ущерба с 28.04.2017 считается приоритетным способом возмещения убытков страхователям. При заключении страхового соглашения указывается перечень СТО, на которых автовладелец может восстановить застрахованное ТС. Автомастерские могут принадлежать самому страховщику и быть независимыми от него.

Во время рассмотрения законопроекта рассматривались различные нововведения. Какие же положения были приняты в окончательной версии «нового старого» закона? Их несколько:

  1. Машины, возраст которых менее двух лет, будут ремонтироваться у официального дилера.
  2. Вводится ограничение по удаленности СТО – она должна располагаться не далее 50 км от места проживания владельца авто или места, где произошло происшествие.
  3. Восстановительные работы должны быть завершены в срок не позднее 30 рабочих дней. К примеру, если авто передано на станцию техобслуживания 7 августа, забрать оттуда его владелец должен не позднее 15 сентября. За каждый день просрочки насчитывается пеня в размере 0,5% за каждый день.
  4. При определении стоимости восстановительных работ износ деталей и агрегатов не учитывается. Если же страхователь потребует денежной компенсации (на основании утвержденных норм), лимит ответственности будет существенно меньше (за счет включения в расчет износа).
  5. Для восстановления авто допускается использование только новых деталей.
  6. 1 год гарантии дается на лакокрасочные работы и ремонт кузова, полгода – на все остальное.
  7. При обнаружении дефектов в ремонте автовладелец сможет провести независимую экспертизу и взыскать со страховой ущерб и компенсацию за моральный вред, а также штраф.

Каким образом отразятся на автовладельцах внесенные поправки неизвестно. Вероятнее всего, на начальных этапах число исков из-за проведения некачественного ремонта значительно возрастет. Среди положительных моментов можно предположить повышение требований к СТО. Однако неизвестно, как это скажется на стоимости их работ. Рассуждать можно долго, но лучше поживем, увидим.

Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру 8 (800) 350-83-19 и наш ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ юрист ответит на все Ваши вопросы!

zakoniavto.ru

Ответы на сложные вопросы для всех автомобилистов

С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок. Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Запомните:

Массовое ДТП → прямое возмещение.

Всё.

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.

Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.

Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.

Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

journal.tinkoff.ru

Ремонт и выплаты по ОСАГО в 2018: новые правила

28 апреля 2018 года были введены новые правила и изменения в закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО (ФЗ №49). Они устанавливают приоритет ремонта перед денежной компенсацией и действуют в подписанных после этой даты договорах страхования. Лишь в крайних случаях можно рассчитывать на финансовое возмещение. Обратите внимание: новые правила распространяются лишь на те договоры, которые были оформлены после вступления в силу последних изменений.

Закон в прежнем виде и его особенности

Раньше возмещения по ОСАГО могли производиться двумя способами:

  1. Денежная выплата владельцу автомобиля (страховая сумма по ОСАГО зависит от износа).
  2. Перечисление денег на ремонт автосервису.

Часто автомобилисту приходилось самому доплачивать за разницу в стоимости ремонта. Если клиент хотел, он мог отказаться от восстановительных работ и получить денежную сумму.

Такая система имела один большой недостаток – мошенники организовывали автоподставы с целью получения страховых выплат. Ряд «грамотных» автоюристов предоставляли водителям свою помощь в судебном разбирательстве с целью незаконного обогащения. Иногда автомобилисты самостоятельно выполняли ремонт, что позволяло даже установить полностью новые запчасти, не тратя ни копейки. Всё это предоставляло большую свободу, которой водители лишились после вступления в силу изменений.

Сейчас в подавляющем большинстве случаев после ДТП автомобиль отправляют на СТО. Страховая компания оплачивает нужные запчасти и услуги. Оценка деталей производится по методике Центробанка РФ.

С 2017 года страховые выплаты по ОСАГО в денежном эквиваленте отменены лишь для легковых авто, прошедших регистрацию в РФ и принадлежащих гражданам страны.

При наступлении страхового случая страховщик произведет осмотр ТС и проведет экспертизу. Полученные результаты послужат основанием для направления на ремонт вместо выплат ОСАГО, как это было ранее.

По правилам на авто должны устанавливаться исключительно новые комплектующие. При заключении договора со страховой могут использоваться вторичные запчасти. Для расчета стоимости ремонта используется методика Центробанка с применением различных параметров. Она, к примеру, может не включать окрашивание деталей либо предполагать их частичную покраску. Базой для оплаты стоимости услуг и запчастей обычно используются среднестатистические цены либо сведения из справочников. Если рассчитанных по методике денег будет недостаточно для восстановления машины, оставшуюся часть должен заплатить ее собственник.

По новым правилам уже нельзя выбирать: получить выплату или ремонт по ОСАГО в 2018 году. Но в отдельных случаях от страховщика можно получить финансовое возмещение:

  1. Автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению.
  2. Ущерб причинен объекту, не относящемуся к транспортному средству.
  3. Сумма ремонта повреждений превышает 400 тысяч рублей.
  4. Страховая компания не может выполнить свои обязательства по договору другим способом, кроме выплаты.
  5. Владелец автомобиля является инвалидом I или II группы, в письменном виде он просит о предоставлении денежной компенсации.
  6. Владелец автомобиля получил страховой полис через международную страховую систему.
  7. Оформление ДТП происходило без сотрудника полиции (допускается, когда ущерб находится в пределах 50 тысяч рублей). Но позже оказывается, что ремонт обойдётся дороже, а автовладелец не собирается доплачивать из своего кармана.
  8. Смерть потерпевшего.

Величина страховых выплат

Законодательство устанавливает максимальные страховые суммы по ОСАГО в 2018 году:

  1. 500 000 рублей. Когда необходимо возместить вред, который был причинен жизни либо здоровью потерпевших.
  2. 400 000 рублей. На возмещение ущерба, причинённого собственности потерпевших.
  3. 50 000 рублей. Когда документы о ДТП оформляются без участия сотрудника ГИБДД.
  4. 475 000 рублей. При смерти потерпевшего. Дополнительно 25 000 рублей могут быть выплачены с целью возмещения затрат на погребение.

Расчет размера выплаты по ОСАГО производится на основе Единой методики вычисления величины затрат на восстановление поврежденного ТС с учетом износа деталей и узлов, которые подлежат замене. Он может отличаться от реальных расходов на устранение повреждений. В формуле расчета суммы затрат на ремонт ТС используются различные коэффициенты и параметры, в числе которых срок службы элемента, узла либо агрегата.

Конституционный суд Российской Федерации по-другому определяет условия выплат по ОСАГО. Так, в его постановлении №6-П от 10 марта 2017 года говорится, что поврежденные детали и узлы обычно должны заменяться на новые. Полное возмещение ущерба осуществляется до того состояния, в котором детали пребывали до ДТП. Потерпевший не обязан сам искать запчасти с уровнем износа, которые подлежат замене. Это значит, что владелец поврежденного имущества не обогащается.

Суд постановил, что, когда величины выплаты пострадавшей стороне недостаточно для возмещения причиненного ущерба, недостающую сумму можно получить за счет лица, которое причинило ущерб.

Закон «Об ОСАГО» устанавливает необходимость заключения договора между страховщиком и СТО. В нем должны указываться обязанности автосервиса по ремонту поврежденного ТС пострадавшего. Страховщик обязуется внести оплату этого ремонта в счет страховой выплаты в соответствии с российским законодательством.

Страховая может заключить соглашения с несколькими техсервисами, в этом случае нужно будет заключить ряд договоров.

Статья 12 пункт 15.1 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает страховщика предоставлять клиенту направление на ремонт в СТО при наступлении страхового случая. Перед этим компания осматривать поврежденное ТС и проводит независимую техэкспертизу.

Направление представляет собой особый документ в определенную станцию техобслуживания. Если водитель воспользуется услугами другого автосервиса, страховая может отказать в компенсации расходов.

Статья 12 пункт 17 устанавливает случаи, в которых пострадавший должен будет оплатить часть восстановительных работ. Это может быть ситуация, когда стоимость ремонта выше максимальной суммы возмещения.

Доплата осуществляется в таких ситуациях:

  1. Стоимость восстановительных работ более 400 тысяч рублей.
  2. Стоимость восстановительных работ более 50 тысяч рублей (ДТП было оформлено без участия дорожной полиции, по Европротоколу).
  3. Каждый участник ДТП является виновным.

В каждой из описанных выше ситуаций потерпевший может решить, что получить по ОСАГО: ремонт или выплату.

В соответствии с 12 статьей 15.1 пунктом автосервис должен предоставить гарантию на такие сроки:

  1. От 12 месяцев – на окрашивание и кузовные работы.
  2. От 6 месяцев – на другие виды работ.

Станция техобслуживания может самостоятельно решить установить увеличенную продолжительность гарантии. Такой шаг обеспечит дополнительное преимущество – клиенты будут меньше сомневаться в качестве предоставляемых услуг.

Если после ремонта будут обнаружены недостатки, автомобиль следует повторно восстановить. Иногда в договоре со страховой указывается, что при обнаружении дефектов полагается денежная компенсация.

Если пострадавший не согласен с оценкой ущерба, полученного при ДТП, он может инициировать свою независимую экспертизу. В этом случае обычно придерживаются такого порядка действий:

  1. Выбор экспертной организации.
  2. Подача заявления, обсуждение времени и даты проведения осмотра автомобиля.
  3. Страховая компания или виновник ДТП должны быть заранее предупреждены о проведении независимой экспертизы. Второй стороне следует направить телеграмму со временем и местом осмотра за три рабочих дня.
  4. Заключение договора с указанием стоимости услуг и обязанностей сторон.
  5. Перед подачей авто на осмотр его следует хорошо помыть, багажник должен быть пустой. Если багажное отделение либо капот открыть не удастся, предупредите эксперта об этом заранее.
  6. Разработка документов по автомобилю либо его повреждений.
  7. Осмотр транспортного средства.
  8. Составление акта и отчета. В них указываются необходимые работы, цены на них и другие моменты.
  9. Расчёт стоимости восстановительных работ, составление сметы с указанием запчастей, нуждающихся в замене.
  10. Определение степени износа.
  11. Установление утраты рыночной стоимости авто. Требуется не всегда.
  12. Определение средней рыночной стоимости машины до ДТП. Это делается для определения годных остатков, если автомобиль невозможно восстановить.

Итак, что лучше по ОСАГО: деньги или ремонт? В большинстве случаев – деньги, поскольку, во-первых, вы сможете сами выбрать автосервис, во-вторых, вам не придется доплачивать за износ из своего кармана.

Впрочем, вы всегда можете позвонить экспертам Хонеста, которые подробно проконсультируют по вашей ситуации. Это бесплатно.

damages.ru


Смотрите также