Масло для коробки автомат


Масло для «автоматов»: экспертиза 8 жидкостей для АКП

Нужно ли менять жидкость в автоматической коробке?

Если верить инструкции по эксплуатации, то в случае с новым автомобилем «автомат» не требует какого-либо обслуживания вплоть до пробега 100 тысяч километров. Правда, скептики-масленщики морщатся: мол, к 40–50 тысячам было бы неплохо залить свежую жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), подходящую для конкретной машины. Но наряду со специализированными жидкостями популярностью пользуются и так называемые «мультяшки» — ATF с красивым именем Multi-Vehicle («малти-виикл», то есть для разных автомобилей), которые можно лить едва ли не в любую АКП, не утруждая себя поиском фирменного масла.

Казалось бы, зачем они нужны, если можно купить родную жидкость? Ответ прост: для вторички. Их берут те, кто уже по второму кругу одометра катается на «автомате» и понятия не имеет, что и когда в него заливалось. Кроме того, далеко не каждый склад или магазин держит в закромах бутылку, заведомо подходящую именно вашей АТ. Поставка жидкости под заказ может идти долго — а «мультяшки» соответствуют многим допускам. Так что вопрос тут вовсе не в цене («мультяшки» не дешевле), а именно в быстроте решения проблемы.

В общем, для теста мы взяли восемь жидкостей с обозначением Multi-Vehicle. Проверка «мультяшек» нам показалась очень интересной, потому что с технической точки зрения создать подобный товар очень непросто. Понятно, что оценить их универсальность в полном объеме задача непосильная: число требований, допусков и спецификаций для ATF переваливает за сотню (стараются как производители автомобилей, так и изготовители коробок передач). Поэтому мы объединили всевозможные критерии по группам, более близким и понятным потребителю.

Микрофотографии поверхностей одинаковых вкладышей после идентичного цикла испытаний показывают, почему при прочих равных коэффициент трения и износ могут различаться в несколько раз. [1] Так выглядит поверхность, работавшая с жидкостью-лидером, после 100 тысяч циклов нагружения. [2] А так — с одним из аутсайдеров.Микрофотографии поверхностей одинаковых вкладышей после идентичного цикла испытаний показывают, почему при прочих равных коэффициент трения и износ могут различаться в несколько раз. [1] Так выглядит поверхность, работавшая с жидкостью-лидером, после 100 тысяч циклов нагружения. [2] А так — с одним из аутсайдеров.Микрофотографии поверхностей одинаковых вкладышей после идентичного цикла испытаний показывают, почему при прочих равных коэффициент трения и износ могут различаться в несколько раз. [1] Так выглядит поверхность, работавшая с жидкостью-лидером, после 100 тысяч циклов нагружения. [2] А так — с одним из аутсайдеров.

Вот по каким параметрам мы будем их проверять.

1. Потери на трение в коробке передач. Интересно, почувствует водитель разницу или нет?

2. Влияние жидкости на эффективность передачи потока энергии от двигателя к трансмиссии. От этого зависят динамика и расход топлива.

3. Холодный пуск.

4. Защитные свойства жидкости. По темпу износа пар трения оценим близость ремонта или, не дай бог, замены коробки.

КАК ПРОВЕРЯЕМ

Основные физико-химические показатели — вязкость и индекс вязкости, температуру вспышки и застывания — мы измерили в сертифицированной лаборатории. Потери на трение и износ оценили на машине трения — устройстве, моделирующем условия работы различных пар трения. Испытания проводили в два этапа. На первом исследовали модель, аналогичную зубчатому зацеплению. На втором этапе моделировали условия работы в подшипниках. При этом измеряли коэффициенты трения, разогрев масла, износ пар трения. Износ определяли точным взвешиванием деталей до и после цикла испытаний, а для модели подшипника — еще и методом лунок. Это когда до испытаний на рабочей поверхности образца, в зоне, наиболее подверженной износу, нарезается лунка фиксированного размера, а по окончании испытаний фиксируется изменение ее диаметра. Чем значительнее он увеличится, тем выше износ.

Испытания для каждой жидкости на одном и другом этапах продолжались долго: сто тысяч циклов нагружения для модели подшипника и пятьдесят тысяч — для модели зубчатого зацепления.

РАЗДАЧА ПРЯНИКОВ

Итак, смотрим, что получилось. Сразу бросилось в глаза, что влияние марки жидкости на коэффициент трения было очень неоднозначным. Для модели зубчатого зацепления все различия уложились в пределы погрешности измерений. Чуть лучше других смотрится голландский NGN Universal ATF. А вот для модели подшипника всё иначе — разбег замеренного параметра достаточно велик. Тут лучшие показатели — у жидкостей Motul Multi ATF и Castrol ATF Multivehicle.

Насколько критична разница по этому параметру? В масштабах всего силового агрегата (двигатель и коробка передач) доля потерь на трение в коробке не столь уж велика (если не учитывать потери в гидротрансформаторе). Зато нагрев масла от трения при работе на разных жидкостях различается куда значительнее: усредненная совокупная разница для моделей зубчатого зацепления и подшипника составляет примерно 17%. С точки зрения температурного эффекта эта разница весьма ощутима — до 10–15 градусов, которые дают изменение КПД гидротрансформатора на заметные единицы процентов. Лучше других здесь выглядит синтетика фирмы Motul. Лишь немного уступают ей жидкости NGN Universal и Totachi Multi-Vehicle ATF.

Разогрев жидкости влияет и на ее вязкость: чем больше нагрев, тем она ниже. А с падением вязкости снижается эффективность гидротрансформатора. У многих на памяти проблемы с «автоматами» не очень юных «французов», когда из-за повышения температуры жидкости (особенно летом в пробках) они вообще отказывались работать!

Идем дальше. Очень важно, чтобы зависимость вязкости от температуры была максимально пологой. Одним из основных критериев этой пологости является индекс вязкости: чем он выше, тем лучше. Тут лидеры — жидкости Mobil Multi-Vehicle ATF, Motul Multi ATF и Formula Shell Multi-Vehicle ATF. Ненамного отстал от них «мультик» бренда NGN.

Посмотрим, насколько изменится вязкость жидкости в рабочей зоне коробки с учетом ее нагрева. Разница ощутимая! Для кинематической вязкости она доходит до 26%. А КПД «автоматов» (особенно старых конструкций) достаточно невелик и в большой степени определяется эффективностью работы гидротрансформатора — который как раз и страдает при уменьшении вязкости рабочей жидкости.

Наименьшее падение вязкости обнаружилось у масел Motul Multi ATF, Formula Shell Multi-Vehicle и NGN Universal ATF. Наибольшее — у Totachi Multi-Vehicle ATF. Это, конечно, сравнительные результаты, прямого переноса на эффективность коробки делать нельзя. Но для форсированных моторов, в которых нагрузка на узлы автоматической коробки выше, предпочтительно иметь жидкости с более стабильной характеристикой.

Низкотемпературные свойства оценивали по совокупности нескольких параметров. Очевидно, что все жидкости, и ATF в том числе, густеют на морозе. Значит, при изрядном минусе за бортом излишняя вязкость будет мешать провернуть мотор на старте, поскольку на машинах с автоматом педаль сцепления не предусмотрена. Поэтому мы определяли кинематическую вязкость каждого образца при трех фиксированных отрицательных температурах. Кроме того, оценили температуру, при которой кинематическая вязкость масла достигнет некой фиксированной величины, условно принятой за предельную, при которой еще возможно «проворачивание» коробки передач.

Заодно определили температуру замерзания: этот параметр входит во все описания ATF и косвенно свидетельствует о том, на базе какой основы сделана жидкость — синтетической или полусинтетической.

В этой номинации опять победили синтетики с высоким индексом вязкости: Motul Multi ATF, Mobil Multi-Vehicle ATF, NGN Universal ATF, Formula Shell Multi-Vehicle. У них же зафиксированы и самые низкие температуры застывания. И наконец, защитные функции жидкостей, то есть их способность препятствовать износу. Мы исследовали износ двух моделей — зубчатого зацепления и подшипника скольжения, поскольку в реальной коробке условия работы этих узлов заметно разнятся. Следовательно, и свойства ATF, обеспечивающие уменьшение износа, должны быть разными и увязанными с работой гидротрансформатора. И здесь мы обнаружили разброс результатов. Лидер в минимизации износа зубчатых зацеплений — Mobil Multi-Vehicle ATF, а в состязаниях на подшипниках скольжения с большим отрывом победили Motul Multi ATF и Totachi Multi-Vehicle ATF.

ИТОГО

Если при традиционных экспертизах бензина и моторных масел мы, как правило, выявляли лишь незначительные отличия одного образца от другого, то здесь ситуация иная. По ключевым параметрам у разных ATF разбег оказался существенным. А если учесть, что степень влияния этой непростой жидкости и на мощность, и на расход топлива, и на ресурс коробки весьма заметна, то над ее выбором следует задуматься. Хорошая синтетика с высоким индексом вязкости — это лучший выбор, который и защитит ваши нервы при зимнем пуске на изрядном морозце, и не создаст проблем после долгого стояния в пробке под знойным солнышком.

Степень соответствия Multi своему названию оставим на совести их разработчиков. Еще в самом начале мы отметили, что проверить на практике каждую ATF во всех «автоматах», перечисленных на их этикетках, нереально. Кстати, и в описаниях (за малым исключением) допуски либо прямо, либо по умолчанию обозначаются словом meets, то есть «соответствует». Это значит, что свойства жидкости гарантирует ее производитель, но подтверждения соответствия производителем автомобиля или коробки нет. В заключение сообщим, что если планируемый срок эксплуатации нового автомобиля не превышает 50–70 тысяч километров (затем планируется замена), то статью вы читали зря — менять «жидкое сцепление» вам не придется. А в остальных случаях раздобытые нами сведения должны пригодиться. Сложив результаты, набранные во всех испытаниях, мы выяснили, что лучшими оказались продукты Motul и Mobil, от которых немного отстала жидкость Formula Shell.

Наши комментарии к каждому препарату — в подписях к фотографиям.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИДКОСТЬ ATF?

В трансмиссии автомобиля нет более сложного и противоречивого устройства, чем коробка-автомат. Она объединяет в себе два агрегата — гидротрансформатор, обеспечивающий непрерывность потока энергии от двигателя к колесам, и планетарный механизм перемены передач.

Гидротрансформатор — это, по сути, два соосных колеса: насосное и турбинное. Между ними нет непосредственного контакта: связь осуществляется потоком жидкости. Коэффициент полезного действия этого устройства будет зависеть от массы параметров — конструкции колес, зазоров между ними, утечек… И конечно же, от свойств жидкости, находящейся между колесами. Она выполняет роль эдакого жидкого сцепления.

Какой должна быть ее вязкость? Слишком большая увеличит потери на трение в коробке — будет съедена изрядная доля мощности, увеличится расход топлива. Кроме того, машина станет заметно тупить на морозе. Cлишком малая вязкость резко снизит эффективность передачи энергии в гидротрансформаторе, увеличит протечки, что также понизит эффективность агрегата. Кроме того, вязкость жидкости на морозе сильно растет, а с ростом температуры падает — разница может составлять два порядка! А еще жидкость может пениться и способствовать коррозии деталей коробки. Желательно, чтобы жидкость долго сохраняла свои свойства: тогда в коробку можно не заглядывать годами.

Это еще не всё. Одна и та же жидкость обязана работать и в гидротрансформаторе, и в планетарном механизме, и в подшипниках коробки, хотя и задачи, и условия работы в этих механизмах резко различаются. В зубчатом зацеплении надо препятствовать задиру и износу, эффективно смазывать подшипники и при этом не мешать своей излишней вязкостью им работать: ведь с ростом вязкости растут потери на трение. Но и эффективность гидротрансформатора тоже растет на более вязких жидкостях.

Сколько параметров! Следовательно, требуется сложный компромисс свойств, которые должна объединять в себе жидкость ATF.

ATF — ЖИДКОСТЬ ИЛИ МАСЛО?

Классификация относит ATF к трансмиссионным маслам, но ее назначение гораздо шире. Ведь смазка элементов трансмиссии — зубчатых колес и подшипников — здесь не единственная (хотя и важная) функция. Основное — это то, что ATF выступает в качестве рабочей жидкости гидротрансформатора. Именно она передает поток мощности от двигателя к трансмиссии, потому свойства этой жидкости очень важны для эффективности работы АКП.

В паспортах на ATF нормируются показатели ее вязкости (при рабочих температурах и при отрицательных), а также температура вспышки и застывания, способность образовывать при работе пену. Ведь именно вязкость обеспечивает смазку и, стало быть, работоспособность зубчатых колес и подшипников, эффективность передачи крутящего момента с двигателя на трансмиссию.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ?

Жидкости ATF весьма капризны. Не всегда современная ATF может подойти старому автомату той же марки. То же касается взаимозаменяемости: скажем, «автомату» от «японца» 2006 года на специализированной АТF, адресованной современному «немцу», может стать нехорошо… Смазывать зубчатые колеса и подшипники такая атээфка будет, а вот гидротрансформатор может обидеться и объявить забастовку. Поэтому каждый производитель АКП ищет свое решение проблемы. И тем сложнее сделать универсальную, подходящую всем «мультяшку».

Фотогалерея

Масло для «автоматов»: экспертиза 8 жидкостей для АКП

www.zr.ru

Какое масло лить в коробку АКПП

Как известно, масло в коробке передач необходимо своевременно менять. Что касается АКПП, в такую коробку заливается специальная жидкость ATF. Сама замена масла производится частично или полностью, интервалы замены корректируются с учетом общего состояния коробки, пробега, условий эксплуатации ТС и т.д.

При этом важно понимать, что АКПП предельно чувствительный агрегат к качеству трансмиссионного масла, его уровню и состоянию. По этой причине необходимо регулярно проверять уровень масла в коробке автомат, оценивать его цвет, запах и степень загрязненности.

Если жидкость вызывает малейшие подозрения, рекомендуется провести замену. Также важным этапом является правильный подбор масла для коробки автомат. Далее мы поговорим о  том, какое масло лить в автоматическую коробку передач, а также что нужно учитывать при выборе трансмиссионной жидкости.

Трансмиссионное масло для АКПП

Итак, ATF (Automatic Transmission Fluids) представляют собой отдельную группу жидкостей для автоматических коробок, обычно отличаются по цвету от других типов смазок. Как правило, они окрашены в красный цвет, однако некоторые производители используют и другие цвета.

Определившись с необходимостью замены, прежде всего, нужно учитывать, как будет выполняться данная процедура. Другими словами, нужно знать, сколько масла в коробку автомат может потребоваться при частичной или полной замене ATF.

Также нужно обратить внимание на то, будет ли проводиться аппаратная замена методом вытеснения или масло будут менять «проливом». На практике, для многих АКПП потребуется, как минимум, около 10-12 литров трансмиссионного масла для полной замены методом «пролива». В случае с аппаратной заменой с вытеснением количество жидкости может быть еще больше.

Если же говорить о частичной замене, когда масло не меняется, а только обновляется, в этом случае необходимо, в среднем, 4-5 литров жидкости ATF. Параллельно нужно помнить о том, что при такой замене нежелательно смешивать разные масла в коробке передач.

  • Теперь перейдем к выбору. Сегодня представлен большой ассортимент различных смазочных материалов, на рынке и в автомагазинах имеются как премиальные бренды, так и доступные бюджетные решения.

Что касается АКПП, трансмиссионные жидкости бывают синтетическими и полусинтетическими, оригинальными, рекомендуемыми самим производителем АКПП, а также универсальными. Давайте разбираться.

Отметим, что синтетические жидкости изначально более высокого качества, сохраняют свои свойства как при высоких, так и при низких температурах, отличаются увеличенным сроком службы.

Как правило, их использование допускается в разных АКПП (исключением можно считать только старые агрегаты). Полусинтетика является более доступным по цене решением, однако несколько уступает по ряду показателей синтетическим продуктам.

  1. Под оригиналом следует понимать ту жидкость, которую предписывает сам производитель авто. Такой материал используют официальные сервисы, ATF часто продается под брендом автопроизводителя. Риски возникновения каких-либо неполадок автомата по причине использования неподходящего масла исключены, однако цена на такую ATF достаточно высокая. Также сам производитель АКПП может давать информацию о том, какие аналоги можно использовать в той или иной коробке. Например, для разных коробок Aisin, Jatco и т.д. могут отдельно указываться допуски и рекомендации по маслу, а также подходящие варианты ATF, то есть появляется возможность выбора. При этом цена на «заменители» оказывается более доступной по сравнению с оригиналом.
  2. Универсальные жидкости ATF являются продуктами, которые отличаются максимально расширенным пакетом присадок и свойствами, что позволяет им работать в различных типах АКПП. Такие решения наиболее доступны по цене, однако риски возникновения сбоев в работе автомата и поломок полностью исключить нельзя.

Что можно заливать в АКПП

С учетом вышесказанного становится очевидно, что масло для автомата АКПП является специальным, к нему предъявлены особые требования касательно вязкости и пенообразования. Например, если такое масло сильно вспенивается, давление в системе падает, воздушная пробка может привести к сбоям в работе АКПП, износу и т.п.

Если говорить о допусках и классификации, автопроизводители рекомендуют для тех или иных трансмиссий различные жидкости для АКПП, так как выдвигают к ним собственные требования. Например, концерн GM использует масла Dexron II, III, IV, Ford обозначает подходящие ATF как Mercon и т.д.

По этой причине при выборе масла для автомата лучше отдавать предпочтение оригиналу. В этом случае масло отличается наиболее подходящим составом и наличием присадок, которые защищают коробку, позволяя работать в оптимальных режимах.

Если же по тем или иным причинам вместо оригинала подбирается аналог, прежде всего, лучше отдать предпочтение более дорогой синтетике, чем полусинтетическим трансмиссионным маслам. При выборе оптимально использовать такую жидкость, которую отдельно рекомендует производитель АКПП.

Что касается универсальных решений, зачастую оригинальные смазочные материалы производятся по заказу автопроизводителей, причем на тех же заводах, что и универсальные. Это значит, что такие продукты не сильно отличаются по качеству и могут иметь точно такие же присадки, как и оригинальные ATF для того или иного типа АКПП. При этом сильно заметна разница в цене, так как стоимость оригинальной ATF для АКПП часто до 2-3 раз выше сравнительно с универсальными продуктами.

Что в итоге

Как видно, стоит придерживаться правила выбирать и использовать масло для автоматической коробки передач с учетом тех указаний, которые отдельно содержатся в мануале. Другими словами, лучше заливать оригинал.

Особенно данное утверждение справедливо для современных технологичных АКПП. Если же не удается подобрать рекомендуемый продукт, тогда нужно найти максимально «близкий» по свойствам аналог, который рекомендует изготовитель трансмиссии.  

Напоследок отметим, что в случае со старыми и простыми 4-х ступенчатыми автоматами не всегда оптимально делать ставку исключительно на рекомендованные продукты и известный бренд, так как в этом случае цены могут быть искусственно завышены.

Однако сильно экономить на масле для АКПП не рекомендуется, то есть от дешевых полусинтетических продуктов неизвестных производителей по понятным причинам также лучше отказаться.

krutimotor.ru

Как выбрать масло для автомобиля с коробкой-"автомат"?

Трансмиссионное масло Трансмиссионное масло для автоматических коробок передач является обычным расходным материалом, замена которого предусматривается производителем примерно через каждые 50-60 тыс. километров пробега. Кроме того, если транспортное средство эксплуатируется в тяжелых рабочих условиях, то масло для коробки-автомат нужно менять в два раза чаще. В результате получается, что большинство водителей вынуждены ежегодно задавать себе вопрос: какое масло залить в автоматическую коробку передач на этот раз? Однако, чтобы грамотно ответить на него, для начала нужно разобраться в особенностях существующих видов и специфике их действия.

Функции масла в АКПП

Смазочная жидкость, использующаяся в АКПП, отличается от подобных масел огромным количеством возложенных на нее функций, из-за которых и вынуждена соответствовать многим предъявленным требованиям. Учитывая этот факт, применение в коробке-автомат стандартных моторных или трансмиссионных масел строго запрещается, и заливать в автоматическую передаточную коробку можно лишь специально предназначенные для этого жидкости под названием ATF.

АКПП К указанному составу предъявляются достаточно высокие требования по устойчивости к окислению, вязкости, износу и пенообразованию. Прежде всего, это связано с тем, что в конструкцию автоматических аналогов входит сразу несколько узлов: гидротрансформатор, передаточные коробки с зубчатыми колесами и системы управления, для эффективной работы которых требуется только одна ATF.

Жидкость для автоматической коробки передач выполняет сразу несколько очень важных функций:

• передает энергию в гидротрансформаторе (в чем заключается основное отличие от механики);

• смазывает зубчатые передачи;

• отводит тепловую энергию;

• отвечает за фрикционные свойства сцепления;

• гарантирует качественное переключение передач;

• поддерживает работоспособность агрегата в широком температурном диапазоне (от -40 до +170°С).

Нужно ли менять масло в коробке-автомат

АКПП Чем дольше эксплуатируется автомобиль, тем больше продуктов износа собирается в КПП, засоряя ее. Поэтому со временем ATF теряет свои свойства и становится неспособной справляться с возложенными на нее функциями, напоминая масло лишь с виду. Более того, по прошествии некоторого периода времени активно изнашиваются втулки, подшипники и другие элементы, вследствие чего страдает вся передаточная коробка.

Поэтому, если вы все еще не знаете, стоит соблюдать периодичность замены масла в коробке-автомат или можно обойтись без этой меры, то учитывайте, что в любом случае избежать замены у вас не получится. Чем дольше машина будет эксплуатироваться со старой трансмиссионной жидкостью, тем выше вероятность будущего дорогостоящего ремонта всего агрегата.

Не стоит забывать о холодном времени года, когда после сильных морозов в месте стыка с мотором с коробки КПП может капать масло. Нередко именно это становится причиной вытекания всей жидкости и неизбежной поломки агрегата.

Обратите внимание! Если трансмиссионное масло начало вытекать с АКПП во время движения транспортного средства, то из-за его недостачи можно попросту сжечь передаточную коробку.

Замена трансмиссионного масла Что касается вопроса пробега или периодичности, то промежуток между заменами масла в АКПП определяется для каждого автомобиля в строго индивидуальном порядке, но в среднем интервал составляет 25-40 тыс. километров.

Частичная замена ATF выполняется при каждом техобслуживании машины, в то время как в полной замене трансмиссионной жидкости автомобиль нуждается намного реже (например, сразу после покупки подержанного транспортного средства, при пробеге больше 100000 километров или в случае, когда присутствуют проблемы с переключением скоростей).

Нужно отметить и тот факт, что на специализированном СТО подобная процедура будет стоить недешево, поскольку для того, чтобы полностью откачать отработанное масло, через передаточную коробку пропускается двойной объем нового смазочного материала.

Какое масло выбрать для автоматической коробки передач своего авто

Если сроки замены масла в автоматической коробке передач уже на подходе, а вы все еще не определились с выбором, тогда вам будет полезно узнать об основных классификационных характеристиках трансмиссионных жидкостей.

Параметры вязкости

Трансмиссионное масло Оптимальный уровень вязкости трансмиссионной жидкости прямо влияет на ее способность к бесперебойной смазке не только поверхности механизмов, но и всех соединительных мест между деталями. В частности, определить требуемую вязкость смазочного материала помогают такие характеристики трансмиссионного узла как скорость скольжения и нагрузки на зубья, ведь с увеличением вязкости смазочные свойства масла могут ухудшаться.

Масло с оптимально подходящими параметрами вязкости может обеспечить автомобилю возможность передвижения в условиях низких температур, уменьшает гидравлические потери и повышает КПД трансмиссии, что положительно влияет на расход топливной жидкости. Если же характеристики вязкости трансмиссионного масла не подходят конкретному автомобилю, то вполне возможны поломки отдельных составляющих передаточной коробки и сцепления.

Показатель вязкости смазки для АКПП напрямую зависит от температуры, а вязкостно-температурные свойства такой жидкости определяются согласно классификации SAE J 300 DEC 95. Требования, приведенные в данном документе, разрабатывались Американским обществом автомобильных инженеров, рекомендаций которых придерживаются все мировые производители.

SAE J 300 DEC 95 Согласно упомянутой классификации, вязкость смазочного материала определяется в условных единицах, которые называют «степенями вязкости», а разделение масла на классы происходит на основании показателей вязкости, зафиксированных при высоких и низких температурных режимах. Поэтому, выбирая трансмиссионную жидкость для АКПП, следует учитывать эксплуатационные условия автомобиля и привычную максимальную и минимальную температуру за бортом.

Маркировки зимних классов – это 70W, 75W, 80W, 85W, где буква «W» означает «winter» – зима. Чем меньшая цифра стоит возле нее, тем лучшей стойкостью к снижению температур обладает масло, сохраняя оптимальный уровень вязкости при минимальных значениях. Например, для масла 70W максимальные температурные показатели, при которых жидкость не будет терять своих свойств, составляют -50°С, а для смазки с маркировкой 75W – уже -40°С.

Летние классы не имеют в обозначении букв и называются только цифрами: 80, 85, 90, 140 и 250. Соответственно, большее число означает возможность сохранения маслом своих вязкостных свойств при более высоких температурных показателях.

Внимание! С каждым годом все более популярными становятся всесезонные трансмиссионные масла, которые обозначаются двойной маркировкой (например, SAE 80W-90 или SAE 75W-90).

API характеристики

Трансмиссионное масло для автоматической коробки передач является достаточно специфическим товаром, для которого не существует единственной классификационной системы, описывающей все эксплуатационные свойства. Однако, несмотря на этот факт, достаточно часто используется система API, которая классифицирует масла по качеству выполнения его основных задач.

Масло для АКПП Основным критерием для присвоения трансмиссионной жидкости того или иного класса по API – это устройство и рабочие условия передачи, в работе которых используется данное масло. Однако нельзя не учитывать и второстепенные критерии для разделения смазочных жидкостей, такие как содержание в масле противоизносных и противозадирных свойств.

Согласно классификационной системе API, трансмиссионные смазочные материалы разделяются на следующие классы:

• API GL-X, где вместо Х указывается число от 1 до 5, обозначающее, собственно, класс масла. Отсчет начинается от первого класса (API GL-1), который выполняет самые простые задачи, и заканчивается пятой категорией (API GL-5) с повышенными эксплуатационными характеристиками масла.

• API MT-1 является относительно новой категорией, которая по свойствам эквивалентна API GL-5, но в то же время обладает повышенной термической стабильностью.

В 1998 году, когда API работали в контакте с SAE и ASTM, ими было предложено пару новых категорий для оценки качества трансмиссионных смазочных жидкостей – PG-1 и PG-2 (в некоторой технической литературе обозначается как GL-7). Первый вариант предназначается для механических коробок передач тяжелых грузовиков и автобусов, а второй – для ведущих осей грузовиков и автобусов. В обеих категориях особое внимание уделялось высокотемпературным свойствам.

Обратите внимание! Категория API PG-2 до сих пор находится на стадии проектирования, но предполагается, что масла этого класса будут иметь те же свойства, что и смазочные жидкости API GL-5, но уже с улучшенными термическими показателями.

Инструкция по эксплуатации автомобиля – лучший помощник в выборе правильного масла

Одним из основных и наиболее правильных вариантов выбора смазочной жидкости для автоматической коробки передач является тщательное изучение инструкции по сервисному обслуживанию вашего транспортного средства, которая наверняка прилагалась к авто (если же столь важная книжечка была утеряна, то найти нужную информацию можно и в Интернете). От вас требуется только отыскать нужный пункт, выяснить марку требуемой жидкости и купить ее. К примеру, компания АвтоВАЗ рекомендует владельцам своих автомобилей следующие трансмиссионные смазочные материалы:

• «Омскойл Транс П» с индексами 80W-85; GL-4/5;

• «Волнез ТМ4» с индексами 80W-90; GL-4;

• «Рексол Т» с индексами 80W-85; GL-4.

Если рассматривать иностранную продукцию, то для представителей ВАЗовской группы подойдет любое трансмиссионное масло, соответствующее GL-3 или выше. Однако не стоит забывать и то, что вместо оригинальной продукции всегда можно купить подделку, которая не будет обладать требуемым набором качеств. Поэтому отдавайте предпочтение только проверенным маркам производителей.

Почему так важен правильный подбор масла в коробку передач

От правильного подбора трансмиссионной жидкости во многом зависит «самочувствие» автомобиля в целом. Так, залив в АКПП неподходящее масло, можно запросто ухудшить ее работу, вплоть до полного выхода из строя. Кроме того, нередко снижается рабочий ресурс смежных деталей и узлов. Поэтому не стоит экономить на качественной смазке для своего автомобиля, тем более что найти универсальные аналоги не так уж и сложно.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

auto.today

Какое масло заливать в коробку автомат (АКПП)

В коробке передач любого типа, будь то «механика», АКПП, «робот» или вариатор используется трансмиссионное масло. Однако в разных типах коробок интервал его замены отличается и играет разную роль. Для «механики» в последнее время производители часто вообще не регламентируют такую процедуру как замена масла. Конечно, на большом пробеге поменять будет нелишне, но есть много историй о том, как разные МКПП выхаживали по сотне тысяч километров без всякого вмешательства. С разного рода автоматическими трансмиссиями все сложнее. Своевременная замена и правильное масло существенно продлевают срок жизни агрегатов, а игнорирование сроков, наоборот, приводит к преждевременному выходу из строя дорогих агрегатов. Если кондовая «механика» еще может перенести пренебрежительное к себе отношение, то современные нежные автоматические трансмиссии уже нет.

На фото: заливка масла в АКПП 6F35 Ford Mondeo

В связи с этим мы решили сделать материал о том, как выбрать масло для автоматических коробок популярных моделей. Мы взяли статистику «Автостата» самых продаваемых в России машин с «автоматами» и для них нашли информацию по каждой коробке. Чтобы у владельцев был выбор, мы рассказываем, во-первых, про марки масла, которые рекомендует производитель, во-вторых, про альтернативные варианты, которые популярны у владельцев авто, ведь не секрет, что фирменные масла всегда стоят заметно дороже, тогда как среди неоригинала порой можно найти недорогие, но качественные варианты.

Всего мы отобрали 10 самых популярных машин с «автоматами» на российском рынке, причем в эту десятку попали модели с разными типами трансмиссий, но в реальности коробок оказалось у нас меньше, прежде всего потому, что на некоторые автомобили устанавливаются одинаковые агрегаты.

Kia Rio, Hyundai Solaris

Так получилось, что эти два автомобиля занимают две верхние строчки по продажам с АКПП. Коробки, которые в них используются, самые популярные на российском рынке. В зависимости от года выпуска и двигателя что на Rio, что на Solaris устанавливались два типа «автоматов» – четырехступенчатый и шестиступенчатый. Несмотря на то, что многие считают эти коробки похожими, это разные агрегаты и для них используется разное масло.

На фото: Kia Rio 3 (2011-2017) и Hyundai Solaris II (2017-н.в.)

Рекомендации производителя по обоим типам коробок одинаковые – использовать фирменное масло: для четырехступенчатой коробки это Hyundai/Kia ATF SP-III, для шестиступенчатой – Hyundai/Kia ATF SP-IV. Именно эти масла залиты с завода, поэтому доверие к ним самое большое, особенно если планируется частичная замена масла, и нужно будет смешивать старое или новое. В качестве официальной альтернативы предлагается масло Genuine Diamond ATF SP-III для четырехступки и SK ATF SP-IV или Michang ATF SP-IV для коробки с шестью передачами.

SP III — допуск масла для 4-ступенчатых АКПП Hyundai/KIa

Реальные владельцы нередко останавливаются на оригинальном масле, благо стоит оно не очень дорого (особенно по сравнению с оригинальными маслами других компаний), а опыт эксплуатации до первой замены обычно ничего плохого против штатного масла сказать не может. Впрочем, альтернатив на самом деле очень много. «Прошаренные» люди на форумах марки пишут, что на самом деле корейский автогигант сам масло не делает, а покупает его у компании ZIC, которая тот же самый состав продает уже под своим брендом. Называется это ZIC ATF SP-III или SP-IV. Но можно пойти и дальше. По большому счету в коробке с четырьмя передачами можно использовать любое масло, которое соответствует стандарту SP-III, а в шестиступенчатой трансмиссии – SP-IV. Таких масел очень много (особенно с третьим классом), причем цены можно найти заметно ниже, чем на оригинал, проблем быть не должно.

SP-IV — масло для 6-ступенчатых АКПП Hyundai/Kia

Для частичной замены в коробках Kia Rio, Hyundai Soliaris требуется около 4 литров масла, для полной – 8-9 литров, а если подключать специальный автомат для слива под давлением, то шестиступенчатая коробка может потребовать более 10 литров. Но многие считают такую замену масла перебором.

Отдельно скажем о Kia Sportage, который в рейтинге самых популярных авто с автоматом занимает шестое место. На него устанавливают шестиступенчатые АКПП, для которых характерно все тоже, что и для шестиступок Rio и Solaris, как по оригиналу, так и по заменителям. Так что не будем отдельно писать об этом автомобиле.

Toyota RAV4, Toyota Camry

И снова два соседних места (третье и четвертое) в списке самых популярных «автоматических» моделей занимают машины одного производителя с единой агрегатной базой. Но если корейцы идентичны по парам коробка-мотор, то у RAV4 и Camry отличия есть. За долгую конвейерную жизнь на эти машины много что устанавливалось, а в последнем поколении японцы решили сделать так. На RAV4 с 2-литровым мотором устанавливается вариатор, а с 2,5 – АКПП, на Camry c любым мотором ставится АКПП.

На фото: Toyota Camry XV50 и RAV4 (CA40)

В АКПП Toyota предлагает заливать два типа масла – Type IV и Toyota ATF WS. Считается, что первый тип лучше подходит для старых коробок прошлых поколений, а второй тип оптимальнее для свежих машин. Хотя на практике оба масла используются в коробках разных годов и никаких проблем не замечалось. Также японцы разрешают использовать масло Dexron, ведь не секрет, что именно эта компания делает для Toyota масла. Другой неоригинал владельцы Toyota используют редко, хотя могут подойти и другие аналогичные масла с допусками Type T IV.

Toyota ATF WS

Для вариатора используется другое масло. У самой Toyota его тоже предлагается два вида – Toyota CVT Fluid TC и Toyota CVT Fluid FE. Выбор между ними – тема постоянных холиваров среди поклонников марки. TC это более древний состав, более густой и лучше переносящий морозы. FE – относительно свежая разработка, считается энергоэффективной и позволяет экономить топливо. В целом, для российского климата TC наверное предпочтительнее, хотя и владельцы, которые заливали FE, потом обычно не жалуются. Неоригинальные масла для вариатора используются еще реже чем для АКПП, многие боятся лить в сложный агрегат непонятно что. Но для желающих поэкспериментировать поклонники марки советуют обратить внимание на Aisin CVT Fluid Excelent 7004. Логика такая, что вариаторы на Toyota используются марки Aisin, так что масло этого же бренда с высокой долей вероятности будет работать хорошо.

Масло для вариатора Toyota

Замены принято проводить либо частичные, либо полные, объемы примерно такие же – около 4-5 литров для частичной замены и 9-10 для полной, причем они актуальны как для АКПП, так и для вариатора.

Volkswagen Polo

Популярный седан на пятом месте по объемам продаж с автоматическими трансмиссиями в России. Формально на машину устанавливаются два варианта автоматических коробок, но «робот» идет только с мотором 1,4 турбо, это очень редкое сочетание, которое выбирает лишь малый процент покупателей. Что заливать в DSG мы рассмотрим на примере другого автомобиля, а пока сосредоточимся на 6-ступенчатой АКПП. Она на Volkswagen Polo используется фирмы Aisin. Кстати, что мы напишем про АКПП Volkswagen Polо, актуально и для Skoda Rapid – у него такая же платформа и та же модель «автомата».

Volkswagen Polo Sedan и Skoda Rapid

Volkswagen, конечно, предписывает использовать только оригинал, а это WV ATF G055025A2, но любому здравомыслящему человеку понятно, что масла для японских коробок немцы где-то закупают. К таким мыслям подталкивает еще и стоимость оригинального масла – около 1500 рублей за литровую банку. Для бюджетного автомобиля это явный перебор. Благо, что аналогов и вариантов замены более чем достаточно: MOBIL 3309, COMMA ASW, MOTORCRAFT Premium ATF и даже Toyota T-IV. Да, некоторые владельцы Polo льют масло Toyota. Понятно, что и в этом случае тоже идет переплата за бренд (вспомним про Dexron), но масло с брендом Toyota заметно дешевле, чем масло с брендом Volkswagen, так уже даже при такой замене есть финансовая выгода. Mobil – так тот дешевле в три раза по сравнению с WV ATF G055025A2 при адекватном уровне качества.

Mobil ATF 3309

Высокая стоимость масла на Volkswagen Polo отчасти компенсируется не очень большими объемами коробки. Для частичной замены требуется около 3,5 литров, а для полной замены хватит и семи литров.

Nissan X-Trail, Nissan Qashqai

В компании Nissan сделали ставку на вариаторы, поэтому уже много лет в виде автоматической трансмиссии у этой компании выступает CVT. И успешно, машины с вариатором – на шестом и девятом местах в рейтинге популярности. Все модели вариаторов Nissan разработаны и произведены компаний Jatco, благо Nissan ей владеет. Японские инженеры периодически что-то дорабатывают, меняют и выпускают на рынок новые модификации, так что разобраться какие модели вариаторов на какие автомобили устанавливаются непросто.

Nissan Qashqai II и X-Trail T32

На Qashqai с мотором 1,2 ставят CVT7 он же JF015e, сегодня эту же модель используют на Renault Kaptur и Renault Logan, а ранее этот вариант устанавливался на кучу моделей Nissan с мотором 1,6. Этот вариатор на разных моделях показывал разную надежность, но все равно вызывает некоторые опасения за свою долговечность. Частая замена масла в таком случае какой-никакой, но способ продлить ресурс. Чаще всего владельцы заливают оригинал – Nissan NS-2 CVT Fluid. Среди неоригиналов ему конкуренцию составляет Ravenol CVT, на который тоже нет жалоб, а цены ниже. Популярна и продукция компании Idemitsu, вот только среди всех видов масла, которые продаются в России, нет ни одной модели именно для CVT7, есть только совместимые, это несколько отпугивает потенциальных покупателей.

Nissan NS-2

На Qashqai с двухлитровым мотором и на X-Trail ставят вариатор CVT8, он же JF016e. Он более современный, но более сложный. Для него замена масла еще более критична, чем для предшественников. На этой модели производитель отказался от так называемого степ-мотора, а смену передаточного отношения доверил соленоидам, которые очень быстро забиваются стружкой и продуктами износа. Менять масло на этих вариаторах советуют чуть ли не раз в 40 тысяч километров, тогда они смогут показать приличный ресурс. С этим вариатором еще более оправданно использовать оригинал, для этой модели это Nissan NS-3 CVT Fluid.

Nissan NS-3

Несмотря на то, что компания заявляет о совместимости NS-2 и NS-3 механики все-таки предпочитают заливать в каждое поколение вариаторов именно «свое» масло. Хотя третье поколение и откровенно дорогое, но мало кто рискует заливать что-то кроме оригинала – стоимость ремонта вариатора такова, что пытаться сэкономить пару тысяч рублей на масле неразумно.

Mazda CX-5

У CX-5 восьмое место по продажам машин с автоматической трансмиссией. Казалось бы, не самый высокий результат, но тут вопрос скорее в цене, ведь особых проблем с трансмиссией у CX-5 нет. Основная коробка это АКПП, на которую нет нареканий в плане надежности. Даже с заменой масла многие механики советуют не спешить. Если у других АКПП рекомендации по замене раз в 60 тысяч километров, то про CX-5 считается, что интервал можно увеличить. Очень удобно, что у АКПП Mazda есть щуп, с помощью которого можно определить объем и цвет жидкости. Если уж и менять, то не по пробегу, а когда масло стало темным и с запахом гари.

Mazda CX-5

Обычно это случается ближе к цифре 100 000 на одометре. Официальный мануал вообще говорит о том, что масло залито на весь срок службы. Но эта рекомендация явно не для России.

В АКПП Mazda менять масло лучше всего частично, со сливом 3-4 литров и заливом такого же объема новой жидкости. Полная замена считается более опасной, потому что может потревожить старые «отложения». Менять частично заметно дешевле, потому что стоимость оригинального масла (оно так и называется Mazda Original Oil ATF M-V) очень высокая. Однако при частичной замене лучше все-таки лучше его и использовать, чтобы в коробке не образовался коктейль. Для полной замены (а это около 12-14 литров), уже можно использовать Ravenol ATF FZ, который считается лучшим из неоригинала. Можно поискать и продукцию Idemitsu, который является поставщиком конвейера.

Mazda ATF M-V

Skoda Octavia

Octavia замыкает десятку самых популярных «автоматических» машин в России. У нее тоже два вида автоматической трансмиссии – классический «автомат» и робот DSG. АКПП аналогична той, что устанавливается на Volkswagen Polo, поэтому владельцы Octavia с АКПП могут смело читать раздел, посвященный Polo. В этот же разделе мы поговорим про DSG. Octavia это только пример, на самом деле все сказанное актуально для всех роботизированных трансмиссий VAG.

Skoda Octavia A7 FL

DSG, как известно, бывает двух видов: «сухая» и «мокрая». У сухой сцепление работает в воздухе, у «мокрой» – располагаются в масляной ванне. Начнем с «сухой», почти всегда она является семиступенчатой. У «сухой» коробки несмотря на название на самом дела два контура с маслом – один заливается в блок с шестернями и представляет собой фактический аналог масла для механических коробок (собственно, «роботы» по свой конструкции и есть МКПП с электроникой), а второй контур отвечает за мехатроник, управляющий сцеплением. С мехатроником все просто, туда заливается жидкость для гура. Оригинал это VAG G004 000 М2, есть в два раза более дешевые заменители от Febi, Patron и Swag, однако емкость всего 1 литр, даже при использовании оригинала при замене не разоришься. К тому же блок мехатроника не так критичен к замене масла, менять можно значительно реже чем в основной коробке.

С маслом в основном «отсеке» интереснее. С момента выхода DSG на рынок инженеры VAG набили много шишек с этими коробками, внесли кучу изменений и доработок. Среди прочего было предписано использовать не синтетическое, а минеральное трансмиссионное масло, потому что синтетика слишком агрессивна к резиновым и электронным компонентам коробки. Так что сегодня в очень современную и продвинутую коробку нужно лить «минералочку». Понятное дело, что не абы какую. Оригинал – VAG G052512 A2, среди неоригинала все те же Febi, Patron и Swag. Однако объем для залива всего 2 литра, как и в случае с мехатроником, можно разориться и на оригинал, вот только интервал замены тут напрашивается чаще, чем в мехатронике.

VAG G052512 A2

У шестиступенчатой коробки сцепления «плавают» в масле, но это тоже самое масло, что защищает шестерни металлической части, так что у DSG-6 менять нужно только один вид жидкости, правда ее для замены требуется уже около 5 литров. Для шестиступок оригинал сегодня тоже минеральный — VAG G 052182 A2. Учитывая его стоимость и объем, есть смысл смотреть в сторону альтернативных производителей. Особенно на Pentosin FFL-2, поговаривают, что именно этот производитель делает для VAG масло, а FFL-2 точная копия оригинала, просто дешевле. Также среди владельцев таких коробок популярностью пользуются Castrol Transmax Dual и Addinol ATF DCT, на которые тоже хорошие отзывы. В заменителях числятся еще пара полусинтетик, но нам кажется, что в этом вопросе лучше не рисковать – раз производитель сам предлагает минералку, то лучше ее и использовать.

Как видите, каждая машина индивидуальна. У кого-то масло менять нужно чаще, у кого-то реже, где-то котируется только оригинал, а в иных случаях неоригинал это дешево и сердито, где-то менять полностью, где-то частями. Общих рекомендаций у нас две – не верить слепо официальным мануалам и побольше изучать информации именно для своего автомобиля. Минимальные сведения для старта мы дали.

avtoexperts.ru


Смотрите также