Что такое глонасс на авто


Что такое ГЛОНАСС в автомобиле

Система ГЛОНАСС мониторинга является современным инструментом, который позволяет оптимизировать затраты и ведение бизнеса с использованием автомобильного парка.

В России была развернута система спутниковой навигации и мониторинга ГЛОНАСС отечественной разработки, которая может быть установлена даже на самые лучшие бюджетные автомобили. Многие автомобилисты до сих пор не знают, что такое ГЛОНАСС в автомобиле, как она работает, и в чем заключаются преимущества этой системы. В данной статье мы расскажем, как работает система ГЛОНАСС мониторинга в автомобиле.

Что собой представляет система ГЛОНАСС

Система ГЛОНАСС мониторинга является современным инструментом, который позволяет оптимизировать затраты и ведение бизнеса с использованием автомобильного парка. Система ГЛОНАСС выгодна тем, что ее оборудование дешевле системы GPS, и цена на него постоянно снижается. На фоне массового применения систем навигации в автомобилях, это будет лучшим предложением на рынке.

На данное время бизнес проводит мониторинг и контроль перемещения своего автомобильного транспорта с помощью глобальных систем спутников и различного оборудования спецназначения. Для такого мониторинга на каждый автомобиль компании или частного лица следует установить систему спутникового мониторинга с приемником ГЛОНАСС.

К преимуществам системы мониторинга и слежения ГЛОНАСС можно отнести следующее:

— контроль скоростного режима автомобиля с помощью автомобильного трекера;

— контроль за перемещением, обеспечиваемый маячком ГЛОНАСС;

— контроль режима работы и времени на отдых с помощью тахографа;

— наличие тревожной кнопки для безопасности водителя и перевозимого груза;

— контроль расхода топлива;

— обеспечение постоянной связи с водителем автомобильного транспорта.

По многим отзывам руководителей различных компаний, благодаря установке системы мониторинга ГЛОНАСС удается снизить расходы на обслуживания автомобильного парка: уменьшить расходы на топливо, сократить затрачиваемое время на работу, отсутствие возможности использования автомобиля в личных целях водителя, повысить дисциплину водителей и экспедиторов.

Система ГЛОНАСС является глобальной сетью. Ее работа основывается на использовании наземного и космического оборудования.

Принципы работы системы ГЛОНАСС в автомобиле

Раз уж ГЛОНАСС является российской альтернативой американской системе GPS, то и рассматривать принцип работы системы ГЛОНАСС нужно в сравнении с системой GPS.

Система ГЛОНАСС является глобальной сетью. Ее работа основывается на использовании наземного и космического оборудования. Изначально система ГЛОНАСС создавалась для нужд военных, но потом ее разработчики решили поставить программу на коммерческую основу. Если объяснять по-простому принципы работы системы ГЛОНАСС, то ее работа – это результат взаимодействия космических спутников, систем управления на земле и устройств в клиентских автомобилях (навигаторы, маячки, приемники, трекеры и т.д.).

Работу системы ГЛОНАСС обеспечивают 24 космических спутника. При этом, чтобы определить точные координаты клиентского устройства, достаточно подсоединиться только к четырем спутникам. Этого достаточно, чтобы установить точную широту, долготу, высоту и время. Все 24 спутника имеют такие орбиты, что любое клиентское устройство, находящееся в любой точке Земного шара всегда может подсоединиться к четырем или более космическим спутникам системы. Суть такого распознавания координат местоположения заключается в следующем. Устройство, допустим, навигатор ГЛОНАСС, получает от спутника информацию о местонахождении спутника, в котором указывается точное время. Приемник сигнала навигатора сравнивает время получения сообщения от спутника с временем отправки, тем самым определяя точное расстояние до спутника. Если данную процедуру произвести одновременно с четырьмя спутниками, то программа может точно определить местонахождение клиентского устройства в заданное время. Однако на практике, как обычно, у системы ГЛОНАСС тоже случаются ошибки, и она может указать место с погрешностью на 10, а то и 100 метров.

Причиной таких высоких погрешностей системы ГЛОНАСС является несовершенная геометрия космических спутников, под которой имеют в виду расположение космических спутников по отношению друг к другу. Если, допустим ,приемное устройство подсоединиться к четырем спутникам, находящимся на одной стороне Земного шара (на востоке), то погрешность определения местонахождения может составить порядка 150 метров. Это происходит из-за однообразности принимаемых сигналов. Кроме того, сигнал, идущий от спутника, в пасмурную погоду или в мегаполисе может отражаться от туч или высотных зданий, а не идти напрямую, что тоже дает погрешность выдаваемых данных. Также погрешность в рассчитанных данных местоположения является платой за то, что военные поделились такой важной технологией с гражданскими структурами.

По многим отзывам руководителей различных компаний, благодаря установке системы мониторинга ГЛОНАСС удается снизить расходы на обслуживания автомобильного парка: уменьшить расходы на топливо, сократить затрачиваемое время на работу, отсутствие возможности использования автомобиля в личных целях водителя, повысить дисциплину водителей и экспедиторов.

Различия между системами ГЛОНАСС и GPS

Теперь рассмотрим принципы работы системы GPS, чтобы можно было их сравнить с российской системой ГЛОНАСС.

Система GPS также является глобальной системой позиционирования. Она была реализована на протяжении десяти лет – с 1983 по 1993 годы. Работа системы GPS – это результат взаимодействия:

— космической спутниковой группировки;

— наземных станций системы;

-пользовательской аппаратуры, которая принимает сигналы (навигаторы, маячки, приемники, трекеры и т.д.).

Главной особенностью системы мониторинга GPS является положение ее группы спутников. Всего у спутниковой группировки шесть плоскостей. В каждой из плоскости находится по четыре спутника. Все они вращаются по круговым орбитам. В итоге в любой точке Земного шара клиентское устройство может одновременно словить сигналы от 6 д о12 спутников.

Сравнение основных параметров двух спутниковых систем позиционирования ГЛОНАСС и GPS представлено в таблице ниже.

Параметры ГЛОНАСС GPS
Количество спутников в системе 24 24
Количество спутников в одной плоскости 8 6
Количество орбит у спутников 3 4
Средняя погрешность 3-6 метров 2-4 метра
Покрытие системы 100 процентов территории Российской Федерации и 60 процентов Земного шара Почти 100 процентов Земного шара

По результатам сравнения можно сделать вывод, что система GPS точнее системы ГЛОНАСС. Однако наша отечественная система ГЛОНАСС молодая, она развивается. В скором времени она догонит систему GPS по точности определения местоположения объектов с приемниками сигналов. Чтобы купить автомобиль с системой ГЛОНАСС, вам нужно его зарегистрировать. Об этом читайте здесь.

motormania.ru

Что такое ГЛОНАСС, для чего используется, как работает на автомобиле

Главная \ Статьи \ Система ГЛОНАСС что это и как работает

Что такое ГЛОНАСС сегодня знают многие. Но как именно работает эта система, для чего она предназначена и что необходимо для ее эффективного использования, часто остается «за скобками».

Расценивать систему ГЛОНАСС просто как систему спутниковой навигации — значит, предельно упрощать ее функционал. Сегодня она может использоваться не только военными (как это было изначально задумано), но и владельцами коммерческих предприятий, а также рядовыми автолюбителями.

Что такое ГЛОНАСС и как работает система?

ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.

Принцип работы системы:

  • На объект, координаты которого необходимо определить, устанавливается приемно-передающее устройство – терминал.
  • Для позиционирования терминал подает запрос на спутники. Чем больше спутников ответят на запрос (в идеале – не менее 4), тем точнее будут определены координаты.
  • Ответный сигнал поступает в терминал, программный комплекс которого анализирует время задержки для разных спутников. На основе анализа ответной информации определяются координаты объекта, на котором установлено приемное оборудование.

При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.

Сравнение с основным аналогом — системой GPS

Дать полный ответ на вопрос «Что такое ГЛОНАСС?» невозможно без сравнения его с «ближайшим конкурентом» — системой глобального позиционирования GPS. Работы над обеими системами начались в СССР и США примерно в одно время – в начале 80х годов прошлого века. После того как спутниковая навигация вышла из-под полного контроля военных и стала применяться в коммерческих целях, ГЛОНАСС и GPS развивались по достаточно схожим сценариям.

Обе системы работают на базе группировок из 24 спутников на геостационарных орбитах. Но есть у них и отличия:

  • Российские спутники двигаются в 3 плоскостях (соответственно, 8 аппаратов на одну орбиту).
  • У спутников GPS выделено 4 орбиты по 6 аппаратов в каждой.
  • Погрешность позиционирования у GPS несколько ниже, но обе системы достаточно точно определяют координаты.
  • Основное преимущество GPS — практически 100% покрытие территории земного шара. ГЛОНАСС полностью покрывает территорию РФ, но за пределами Российской Федерации есть участки, в которых сигнал от спутников очень слабый или полностью отсутствует.
  • Также есть нюансы технического характера: сервис из США использует кодировку CDMA, российский — более сложную и потому более энергоемкую кодировку FDMA. Из-за этого срок эксплуатации спутников ГЛОНАСС сокращается, так что возникает потребность в более частом выводе техники на орбиту.
Параметры ГЛОНАСС GPS
Количество спутников 24 24
Кол-во спутников в плоскости 8 6
Кол-во орбит у спутников 3 4
Погрешность, м 2…6 2…4
Размер покрытия Вся Россия и 2/3 территории мира Около к 100% территории мира

Сложно говорить об однозначном преимуществе одной из двух описанных навигационных систем. Тем более что чаще всего оборудование для удаленного позиционирования делают комбинированным: оно может работать как со спутниками GPS, так и с аппаратурой ГЛОНАСС.

Сфера применения

Аппаратура и программное обеспечение, которое дает возможность определять местонахождение объекта с помощью спутниковой сети, может решать несколько задач.

Основная функция, которую выполняют бытовые терминалы ГЛОНАСС — глобальная навигация для транспорта. Такое оборудование представляет собой усовершенствованную карту: координаты, определённые терминалом, накладываются на план местности и показывают оптимальное направление движения к заданному пункту.

Кроме этого оборудование может использоваться:

  • В системах мониторинга транспорта. Предприятия, вынужденные отслеживать движение множества транспортных средств (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики) по регулярным или нерегулярным маршрутам, получает возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются ГЛОНАСС-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению.

Кроме непосредственного отслеживания перемещения техники диспетчер получает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда/отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов, уровня горючего в баках/цистернах. Для решения этих задач может устанавливаться дополнительное оборудование, которое подключается к разъемам терминала.

  • В беспилотных автомобилях. Для беспилотников спутниковая система навигации наряду с сенсорами, которые считывают параметры окружения – основные управляющие элементы. Такое оборудование уже производится и проходит испытания — в том числе на трассах РФ. Эксперты прогнозируют рост доли беспилотной техники на дорогах уже в ближайшем будущем.
  • В противоугонных системах. ГЛОНАСС-трекер, скрытно установленный в машине, может подать сигнал тревоги, если координаты автомобиля изменяться без ведома хозяина. Кроме того, оборудование может периодически посылать сообщения с указанием местонахождения авто – это облегчит владельцу или представителям правоохранительных органов поиск украденной машины.

ГЛОНАСС для контроля транспорта

Если в сегменте систем навигации для водителей GPS традиционно остается более популярным, то ГЛОНАСС занимает более выгодную нишу в коммерческом сегменте. Связано это с активным развитием систем удаленного мониторинга транспорта.

Такие системы традиционно включают сеть ГЛОНАСС-терминалов, установленных на технике, и диспетчерское программное обеспечение. Внедрение мониторинга предусматривает его интеграцией с логистической схемой предприятия.

Основная задача – координация работы транспортного департамента и отслеживание движения автомобилей, перевозящих пассажиров или грузы, в режиме реального времени. Координаты каждой машины определяются по спутнику с установленным интервалом и накладываются на карту, потому диспетчер или руководитель департамента получает максимально объективную и оперативную информацию.

Кроме этого, мониторинг транспорта может использоваться для:

  • Повышения уровня дисциплины. Навигационный терминал отслеживает движение машины по маршруту, исключая нецелевое использование техники и простои. Любая незапланированная остановка или отклонение от маршрута должны быть мотивированы водителем, причем связаться с ним диспетчер может сразу при обнаружении нарушения.
  • Повышения безопасности движения и снижения аварийности. Система ГЛОНАСС дает возможность контролировать скорость движения, сигнализируя диспетчеру о превышении скорости. Кроме того, мониторинг позволяет отслеживать переработку для соблюдения режима труда и отдыха. Это не только снижает риск аварий из-за переутомления, но и гарантирует отсутствие штрафов при проверке показаний тахографа.
  • Контроль уровня горючего. Установка датчиков уровня топлива с подключением их к терминалу практически полностью исключает возможность хищения ГСМ.

Что такое ЭРА ГЛОНАСС?

Система определения координат с помощь спутников ГЛОНАСС может решать и еще одну задачу – экстренное оповещение об аварии. Для этого в машину устанавливается терминал ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС) с SIM-картой для работы в мобильной сети, и «тревожная кнопка» для вызова диспетчера.

Если машина оборудуется ЭРА-ГЛОНАСС при производстве или поставке в РФ, то кроме терминала с кнопкой вызова в нее устанавливаются также датчики, реагирующие на повреждения и автоматически подающие сигнал тревоги при ударе или перевороте.

Основная задача системы — оповестить экстренные службы (ДПС ГИБДД, МЧС, Скорую Помощь) о ДТП, передав им координаты места аварии и базовые сведения о машине и пассажирах. При этом сигнал о произошедшем принимает диспетчер колл-центра, он же передает полученные сведения спасательным службам.

Особенности работы экстренного информирования

Работает ЭРА-ГЛОНАСС по простому принципу:

  • Сигнал тревоги может быть активирован автоматически (сработал датчик удара/переворота) или в ручном режиме (водитель либо кто-то из пассажиров нажал кнопку).
  • После того как сигнал поступит в колл-центр, диспетчер связывается с машиной в голосовом режиме (конструкция терминала включает динамик и микрофон). Это необходимо для исключения ложных вызовов или случайных срабатываний кнопки «SOS».
  • Если ответ не был получен, или водитель подтвердил факт ДТП, информация передается спасательным службам.

Автоматическая работа системы минимизирует время между аварией и прибытием помощи на место происшествия. Это значительно снижает смертность на дорогах, потому что у Скорой Помощи и спасателей появляется больше времени на оказание квалифицированной помощи.

Надежность системы очень высока: терминалы снабжаются автономными источниками питания, и даже при обесточивании бортовой сети во время аварии они сохраняют работоспособность в течение минимум нескольких часов. Этого вполне хватает для определения координат, а также для связи с колл-центром.

SIM-карта, установленная в терминале, обеспечивает устойчивую связь с диспетчером везде, где есть покрытие мобильной сети. Для обеспечения надежной связи приборы комплектуются эффективными антеннами для сотовой связи и спутников ГЛОНАСС. Обычно при хорошем качестве сигнала данные передаются по GPRS (используется 3G модем), при проблемах со связью терминала может отправлять служебные SMS с основной информацией для экстренных служб.

И сам сеанс связи с диспетчером, и вызов помощи путем активации экстренного информирования спасательных служб полностью бесплатны.

Какие данные собирает ?

УВЭОС обязательны к установке для всех автомобилей, которые выпускаются в обращение на территорию РФ. Но если новые машины оснащаются терминалами, тревожными кнопками и датчиками на производстве, то при импорте техники владелец обязан за свой счет установить ЭРА-ГЛОНАСС, иначе эксплуатировать машину в РФ будет невозможно.

Один из аргументов против оборудования автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС – возможное отслеживание перемещения техники по спутниковой сети (т.е. незаконная передача личных данных спецслужбам) или прослушка салона. На практике же в терминалах не реализована функция трекинга, потому без ведома владельца отследить движение машины нельзя.

По информации производителей, терминал собирает и передает только такие данные:

  • Координаты места аварии.
  • Скорость на момент аварии.
  • Тип срабатывания сигнала тревоги (датчик удара/переворота, принудительный вызов).
  • Данные о машине: номер, марку, тип двигателя (бензин/дизель).
  • Количество пристегнутых ремней безопасности.

Также службам спасения передается информация, полученная диспетчером при разговоре с водителем.

Сегодня ГЛОНАСС — это не просто навигатор, который позволит не потеряться на незнакомых дорогах. Возможности спутникового позиционирования куда шире, и воспользоваться ими может как рядовой автовладелец, так и руководитель коммерческого предприятия с обширным парком автомобилей.

eraglonass.ru

Для чего используется ГЛОНАСС и автомобиле

С наступлением спутниковой эры появление навигационных систем было только вопросом времени. И США, и СССР инициировали разработки в данном направлении примерно одновременно. В Советском Союзе к исследованиям, связанным с разработкой навигационных систем, приступили в конце 60-х, аналогичная американская программа стартовала в начале 70-х. В США первый спутник, входящий в комплекс искусственных летательных аппаратов для геопозиционирования, был запущен в 1978 году, в рамках системы ГЛОНАСС – в 1982. Достаточное количество спутников для полноценного функционирования GPS появилось только в 1993 году. Что же касается стабильной работы системы ГЛОНАСС, то здесь планам осуществить вывод на орбиту нужного количества спутников помешал развал СССР. И только в 2001 году было принято решение реанимировать этот космический проект. В настоящее время в составе системы насчитывается 28 спутников, 24 из которых являются основными, 4 – резервными, и еще 9 аппаратов готовятся к запуску на орбиту.

Для чего нужна система ГЛОНАСС.

Следует отметить, что система ГЛОНАСС разрабатывалась таким образом, чтобы она умела работать с навигационными спутниками всех действующих систем, включая американскую GPS и европейскую «Галилео», что позволило бы обеспечить беспрецедентную точность показаний принимаемых сигналов и полную автономность в работе. Планировалось также разработать на базе ГЛОНАСС автомобильные навигаторы, но из-за ряда объективных факторов реализовать задуманное удалось не в полном объёме. Дело ограничилось появлением системы ЭРА ГЛОНАСС, предназначенная для экстренного оповещения заинтересованных служб об авариях. О том, как работает эта система, в чём заключаются её функции, о нюансах, касающихся законодательных аспектов её применения, мы сегодня и поговорим.

Принцип функционирования системы ГЛОНАСС

Как мы уже отмечали, системы GPS и ГЛОНАСС длительное время разрабатывались параллельно, поэтому имеет смысл рассматривать их работу, используя принцип сравнения. Система ГЛОНАСС, как и в случае с американской GPS, изначально разрабатывалась исключительно для нужд военных. Но американцы быстро поняли, что коммерческое применение может принести немало выгод, и вскоре их система геопозиционирования стала общедоступной для использования в частном секторе на платной основе. Система ГЛОНАСС в этом плане стоит особняком – её использование в негосударственном секторе частично регулируется, но зато во многих случаях использовать её можно бесплатно.

Если объяснять суть работы автомобильной системы ГЛОНАСС на популярном уровне, то это – взаимодействие трёх автономных систем оборудования: собственно спутникового кластера, наземных систем управления и клиентского оборудования, устанавливаемого непосредственно в авто (трекеры, приёмники, маячки). Чтобы охватить большую часть поверхности земли космическими аппаратами, расположенными на геостационарной орбите, требуется 24 спутника. При этом для точного определения координат любым оборудованием, использующим спутниковые сигналы, необходимо, чтобы в зоне его видимости находилось четыре спутника. Расположение космического кластера и проектируется таким образом, чтобы обеспечить указанное требование практически в любой точке нашей планеты.

Суть работы наземного устройства позиционирования заключается в следующем: каждый спутник непрерывно посылает на землю сигналы в специальном формате, в котором закодировано и время отправки. Но поскольку этот сигнал имеет конечную скорость распространения, до Земли он доходит с определённой задержкой. Зная время задержки между отправкой  сигнала и его получением, можно вычислить расстояние до спутника. Разумеется, для определения координат считывающего устройства этого недостаточно. А вот если оно учитывает сигналы с четырёх или большего количества спутников, то, используя специальный алгоритм, оно в состоянии установить своё местонахождение с достаточно высокой теоретической точностью. Для ГЛОНАСС это плюс-минус несколько метров, но в силу ряда причин погрешность может оказаться на порядок (и даже на несколько порядков) выше.

Причин такого рассогласования может быть несколько:

  • специальная погрешность (намеренное искажение времени прихода сигнала со спутника, вносимое для того, чтобы точность измерения координат для гражданских целей была заведомо меньше, чем для военных);
  • характер геометрического расположения ИСЗ. Чтобы показания прибора были максимально точными, он должен принимать сигналы со спутников, расположенных на небосводе на максимальном удалении друг от друга. На практике достигнуть такого не получается. Все четыре спутника могут быть доступными в конкретный момент времени в определённой точке пространства в одном районе, например, на северо-западе. Это существенно снижает точность измерений, или даже делает определение координат вообще невозможным;
  • наличие сложного ландшафта: находясь в гористой местности, вы рискуете попасть в зону, в которой необходимый минимум видимых спутников не достигается;
  • гравитационное влияние массивных космических объектов (Солнце, Луна), хотя и учитывается спутниковым оборудованием и отсылается на землю ужу с учётом такого воздействия, может вносить погрешность порядка нескольких метров;
  • влияние ионосферы на скорость прохождения сигнала (если в открытом космосе это стабильная величина, равная скорости света, то при столкновении с заряженными ионами электромагнитные волны преломляются, изменяя свою траекторию и увеличивая тем самым расстояние до земли);
  • аналогичные погрешности возникают и в тропосфере, но здесь причина иная – влияние погодных факторов. Именно поэтому те спутники, которые висят над горизонтом ниже 10 градусов, в расчёт не принимаются;
  • наличие высотных зданий и мощных источников электромагнитного излучения (радаров, радиостанций, усилителей сигнала сотовой связи) также снижает точность определения координат;
  • накопление погрешностей при осуществлении вычислительных операций.

Если просуммировать влияние этих и некоторых других, неупомянутых факторов, то и получаются те самые 100-150 метров, о которых мы говорили выше. Впрочем, в земных масштабах для большинства задач даже такой погрешности вполне достаточно для определения координат и нахождения объекта (ведь в идеале линия горизонта расположена на расстоянии около четырёх километров). Для автомобильной трассы это тем более не столь существенно, поскольку дорога предполагает наличие как минимум узкой открытой местности и ограниченности направлений поиска в случае поступления вызова об аварии.

А теперь рассмотрим, как работает кнопка ГЛОНАСС в автомобиле. Изначально система проектировалась так чтобы при необходимости случайный вызов прибора, информирующего о ДТП, можно было отменить. Разумеется, если водитель имеет возможность дотянуться в конкретных условиях до пресловутой сигнальной кнопки. Алгоритм работы такой системы оповещения выглядит следующим образом:

  • сигнал о ДТП отсылается либо при нажатии на кнопку, либо в результате фиксации датчиками сильного сотрясения автомобиля (включая переворачивание ТС);
  • прибор использует функцию навигационного модуля для определения координат места совершения аварии;
  • данные о местоположении машины передаются по сотовой связи в ближайший центр реагирования;
  • диспетчер системы экстренного реагирования связывается с водителем, отсылая сигнал на навигационное устройство автомобиля;
  • если водитель не ответил (или подтвердил факт наличия аварии), диспетчер связывается с медиками, информируя их о местоположении попавшего в ДТП транспортного средства;
  • карета скорой помощи немедленно выезжает к месту аварии.

Действующий регламент предполагает прибытие медиков к потерпевшему в ДТП не дольше, чем за 20 минут. На практике скорая помощь часто приезжает и быстрее, если авария произошла в городе. Если на трассе – то вложиться в нормативы удаётся не всегда, учитывая большие расстояния между населёнными пунктами.

Задачи, решаемые системой ЭРА ГЛОНАСС

На данный момент система экстренного вызова аварийных служб, функционирующая на бесплатной основе, кроме России, нигде не применяется. Впрочем, и в нашей стране она запущена относительно недавно, с 2015 года, и в настоящее время охватывает далеко не все транспортные средства. Более того, не все новые автомобили оснащаются подобным оборудованием, однако после 2019 года, когда истекает срок действия ОТТС, приобрести авто, не оснащённое системой экстренного вызова, будет практически невозможно. Основные функции ГЛОНАСС в автомобиле:

  • распознавание ДТП и оповещение спасательных служб с передачей времени/координат аварии;
  • получение и передача информации о степени тяжести дорожного происшествия;
  • обеспечение двухсторонней связи между диспетчером службы экстренного реагирования и водителём.

Кроме того, система может быть использована и для других задач, не входящих в число основных:

  • для мониторинга местонахождения авто в режиме реального времени;
  • для осуществления поисковых и охранных функций;
  • в качестве навигационной системы.

Что даёт использование в машине ГЛОНАСС? Повсеместное внедрение системы позволяет значительно повысить вероятность выживаемости пострадавших в ДТП, поскольку, согласно статистике, большая часть летальных случаев при авариях происходит из-за несвоевременности прибытия бригады врачей. В Евросоюзе действует система eCall, во многом напоминающая отечественную, при этом она на сегодня не является обязательной, и предоставляется на платной основе. Но с 2019 года автомобили, не оснащённые eCall, купить будет также невозможно. Отметим, что по многим аспектам ЭРА ГЛОНАСС совместима с европейским аналогом, то есть российский водитель, находясь за рубежом, может вызывать экстренную помощь без необходимости выполнения каких-либо дополнительных действий (перенастройки оборудования, его регистрации и т.д.).

ЭРА ГЛОНАСС: состав и принцип работы

Поскольку модуль, осуществляющий экстренный вызов, должен работать при любых обстоятельствах, надёжности устройств, использующих систему ЭРА ГЛОНАСС, разработчики уделили первостепенное внимание. Поэтому даже при очень тяжёлых авариях можно рассчитывать, что он сработает и обеспечит выполнение возложенных на него функций. Как выглядит ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле? Внешне он напоминает обычный сотовый телефон, оснащённый рядом дополнительных функций (датчиками, отслеживающими моменты, которые можно квалифицировать как ДТП, а также кнопкой SOS вызова диспетчера). В состав модуля входят следующие компоненты, обеспечивающие надёжную и стабильную работу устройства:

  • SIM-карта, не требующая пополнений и работающая абсолютно бесплатно, но позволяющая осуществлять вызовы только аварийных служб;
  • усиленная антенна, позволяющая обеспечивать связь даже на участках дороги, где обычные сотовые работают плохо, или не работают вообще;
  • 3G модем, обеспечивающий передачу спасательным службам дополнительной информации;
  • динамик/микрофон для обеспечения экстренной связи водителя/пассажиров с диспетчером;
  • собственно навигационный модуль, задача которого – отслеживать местонахождение автомобиля и передавать его оперативным спасательным службам для обеспечения быстрого прибытия на место аварии.

Нужно понимать, что многие водители такой устройство называют упрощённо – кнопкой ГЛОНАСС в автомобиле. В действительности это многофункциональный прибор, который в краткосрочной перспективе станет обязательным элементом, наличие которого будет проверяться при осуществлении таких мероприятий, как техосмотр ТС.

Что определяет система ЭРА ГЛОНАСС

Существует немало предрассудков со стороны водителей относительно системы экстренного оповещения при авариях. Главной из них можно назвать опасения, связанные с возможностью отслеживания местоположения машины. Однако это не соответствует действительности: функция трекинга в модуле ЭРА ГЛОНАСС активизируется только при срабатывании датчиков, то есть в моменты бедствия. Только в этом случае приводится в действие весь функционал устройства, который в состоянии передать соответствующим службам действительно жизненно важную информацию:

  • точные (с погрешностью используемой системы позиционирования) координаты ДТП;
  • число людей в машине (отслеживается по количеству ремней безопасности в застёгнутом состоянии);
  • данные, полученные в момент совершения ДТП от бортового компьютера – скорость движения, испытываемые перегрузки в момент соударения);
  • основные сведения о ТС: модель, госномера, цвет автомобиля, используемый ид топлива (важно при использовании ГБО).

На основании этих данных, а также информации, переданной диспетчеру пострадавшими (если они в состоянии это сделать) принимается решение о том, кого направлять к месту аварии в первую очередь и с чем им, скорее всего, предстоит столкнуться. Справедливости ради укажем, что, хотя ЭРА ГЛОНАСС изначально разрабатывалась как исключительно отечественная система, ориентированная на российский пул навигационных спутников, в настоящее время разрешено и использование системы GPS, характеризующейся большей точностью измерений координат. Поэтому все последние модели навигационных моделей оснащаются двойными чипсетами.

Нужно ли присутствие ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле

Многие подзаконные акты в нашей стране зачастую интерпретируются с искажениями или и вовсе неправильно. В частности, закон, начавший действовать с 2017 года, предусматривает обязательную установку модуля ЭРА ГЛОНАСС на ввозимые из-за рубежа физлицами легковые авто, которые растамаживаются лично владельцем. Но это не означает, что аварийные кнопки следует обязательно устанавливать на старенький Москвич или купленный два-три года назад Mercedes. В настоящее время закона, предусматривающего наказание за отсутствие модуля ГЛОНАСС, нет. И любые слухи, что с 2018 или 2019 года за это будут наказывать, совершено лишены оснований.

Однако если говорить о том, что все новые авто, приобретаемые после 2017 ода, должны оснащаться такими модулями, то здесь действительно имеются некоторые важные моменты. Дело в том, что любое новое авто, продающееся на территории РФ, должно обладать документом, именуемым «Одобрением типа ТС» (сокращённо – ОТТС). Его выдачей заведует Росстандарт, и если он не дал одобрения на конкретную модель, торговать ею в России дистрибьюторам нельзя. Если вы приобретаете новую машину в автосалоне, ПТС вам выдадут только при наличии ОТТС. Так вот, стандартный срок действия «Одобрения типа ТС» – три года. Если у вас имеется машина, срок действия ОТТС которой ещё не истёк – вы можете не волноваться касательно установки кнопки SOS. Однако авто, приобретённые в 2017 году, после 2020 года эксплуатировать без модуля ЭРА ГЛОНАСС уже будет нельзя. Так что автовладельцам с относительно свежим четырехколёсным другом следует заблаговременно подготовиться к тому, что они могут быть оштрафованы за отсутствие данного устройства.

И наоборот, если вы планируете приобрести авто после 31.12.2019, то обязанность обеспечения машины модулем экстренного вызова ложиться уже на плечи автопроизводителя/дилера/реселлера. Если со слухами, должен ли автомобиль обязательно комплектоваться модулем ГЛОНАСС, мы разобрались, то невыясненными остаются ещё некоторые вопросы. Например, обязателен ли вызов экстренных служб при наличии аварийной кнопки хотя бы на одном ТС. Некоторые водители убеждены, что без этого оформление ДТП невозможно. Это неправда – независимо от того, имеется ли аварийная кнопка, или нет, регистрация аварии сотрудниками ГИБДД проводится в любом случае. Другое дело, что сгенерированные и отправленные модулем данные, касающиеся точного определения координат происшествия, скорости движения авто, силы столкновения могут стать решающим аргументом при судебном разбирательстве.

Так что, если вы уверены в том, что не являетесь виновником ДТП, использование системы ЭРА ГЛОНАСС будет вполне оправданным и даже необходимым. Правда, имеется ограничение касательно времени фиксации аварий: вызов будет принят диспетчером, если кнопку нажать не позднее 10 минут после совершения дорожного происшествия. Однако в большинстве случаев соответствующая информация будет передана автоматически, без участия водителя, в случае срабатывания датчиков удара.

Как получить аварийный модуль и установить его в автомобиль

Перечислим случаи, когда требуется установка системы ЭРА ГЛОНАСС:

  • на новых импортируемых в РФ автомобилях;
  • на новых авто, производимых (собираемых) внутри страны;
  • на подержанных ТС, ввезённых в страну после 2017 года, если их возраст менее 30 лет;
  • на любых подержанных автомобилях, проданных в стране после 2017 года на добровольной основе.

В первых двух случаях соответствующий модуль устанавливается на авто производителем, при этом устройство должно удовлетворять требованиям/нормативам, заложенным в техрегламент ТС при наличии сертификата соответствия, или же автодилером в рамках предпродажной подготовки ТС. Отсутствие устройства – повод для ФТС отказать в выдаче ПТС, без которого невозможно поставить авто на учёт в ГИБДД. В двух последних случаях устанавливать модуль придётся самостоятельно. Опишем процедуру, как установить ГЛОНАСС на свой автомобиль. Прежде всего, отметим, что автовладелец не имеет права осуществлять монтаж устройства – это как раз прерогатива сертифицированного установочного центра. После установки модуля необходимо представить документ, подтверждающий наличие терминала в конкретном автомобиле, в сертифицированную лабораторию, специализирующуюся на оформлении свидетельств о безопасности системы, и только после этого можно получить ПТС.

Отметим, что для серийных моделей сертификация производится посредством выполнения ряда краш-тестов. Это необходимо для того, чтобы выяснить, останется ли модуль работоспособным при ударах разных типов и силы. На основании полученной информации происходит калибровка датчиков. Разумеется, необходимость пожертвовать несколькими автомобилями ради обеспечения максимальной безопасности тысяч водителей/пассажиров вполне оправдана. Но это не может не сказаться на стоимости проведения сертификационной процедуры, что увеличивает стоимость машины. Впрочем, и установка модуля тоже не бесплатна и колеблется в пределах 4-6 тысяч рублей. Если учесть стоимость самого модуля, а также выполнения калибровочных процедур, то монтаж системы аварийного оповещения обойдётся вам в сумму порядка 20000-30000 рублей, в зависимости от региона. На старых автомобилях, не оснащённых ЭБУ, установка ЭРА ГЛОНАСС допускается, но срабатывание системы происходит только в ручном режиме, при нажатии на кнопку SOS. Производством терминалов занимается немало как отечественных фирм («Спейс Тим», «Сантэл Навигация», «Форт-Телеком»), так и зарубежных (самые известные – Denco, Continental, Valeo).

В будущем предусматривается оснащение модулей рядом дополнительных функций:

  • предоставление консультативной помощи при запуске силового агрегата;
  • вызовом мобильного шиномонтажа;
  • выездом техпомощи для оказания мелких ремонтных услуг;
  • эвакуацией ТС;
  • вызовом аварийного комиссара;
  • дозаправкой топливом;
  • техническим консультированием в удалённом режиме.

Другими словами, терминал ЭРА ГЛОНАСС в скором времени превратится в высокоинтеллектуальное устройство, которое не только поможет минимизировать последствия ДТП, но и станет незаменимым помощником при решении любых проблем, возникших в дороге.

Как отследить машину через ГЛОНАСС

Помимо оповещения об аварии, установленный в машине модуль ГЛОНАСС/GPS в состоянии осуществлять противоугонные функции, превращаясь в так называемые трекеры. Что замечательно – такое средство слежения за транспортным средством обойдётся вам намного дешевле, чем оснащение специализированным трекером. Разумеется, далеко не все устройства поддерживают данную функцию, поэтому в ряде случаев, чтобы иметь возможность осуществления поисково-спасательных мероприятий, терминал придётся заменить на подходящее устройство. Такое оборудование может работать непрерывно, в режиме реального времени осуществляя определение координат транспортного средства и отсылая их на любое удалённое устройство. Это может быть компьютер, планшет или любой мобильный гаджет, подключенный к интернету.

Обладая таким терминалом, вы можете не бояться, что ваш автомобиль окажется объектом пристального внимания со стороны автоворов. Но этим возможности трекеров не ограничиваются. Скажем, для владельцев автотранспортных предприятий это единственная возможность контроля за нецелевым использованием автотранспорта и средством, позволяющим оптимизировать маршруты передвижения с целью экономии топлива. Для страховых компаний данные о стиле вождения автовладельцев могут стать основой для оценки степени их опасности и возможных рисков при заключении договоров КАСКО/ОСАГО. Как определить местонахождение машины через ГЛОНАСС? Всё просто – на любом терминале имеется соответствующий датчик, нужно только инициировать его работу в непрерывном режиме. Это осуществляется посредством установки соответствующего программного обеспечения. Отследить машину через ГЛОНАСС можно на компьютере, который прописывается в устройстве, и на который и осуществляется отсылка с заданной периодичностью текущих координат автомобиля.

К сожалению, на данный момент возможность выбора модуля ЭРА ГЛОНАСС при покупке автомобиля не предусмотрена, как и возможность замены существующего терминала на более продвинутый. А вот при самостоятельной установке лучше всего монтировать модуль, обладающий подобным функционалом. В случае необходимости вы в любой момент времени можете его активировать/деактивировать, то есть отслеживать машину через ГЛОНАСС только в случае необходимости (например, если вашим авто в данный момент времени управляет супруга или дети).

Из интересных новинок, позволяющих расширить сферу использования таких терминалов, можно отметить режим «независимого позиционирования». Дело в том, что современные автоугонщики также стараются идти в ногу со временем, а их техническое оснащение может включать средства, осуществляющие глушение сигналов, посылаемых со спутников, на непродолжительное время (достаточное для осуществления угона). Чтобы функции определения местонахождения транспортного средства оставались доступными, такие устройства оснащаются гибридными модулями навигации, использующими наряду с традиционными GPS сигналами, дополнительные возможности позиционирования:

  • SBAS GPS, или система спутниковой дифференциальной коррекции;
  • GBAS GPS – региональная спутниковая система дифференциальной коррекции;
  • IMES GPS – маяк, основанный на использовании японских стандартов;
  • BLE-beacons – маяк, использующий для передачи технологию Bluetooth Low Energy;
  • приемопередаточные устройства типа IGLONS;
  • точки доступа WiFi;
  • ультразвуковые трансмиттеры;
  • телевизионные сигналы.

Безусловно, такие модули, используемые как средство поиска машины по ГЛОНАСС, достаточно дороги, поэтому их применение – удел достаточно дорогих, элитных авто. В любом случае использование технологий, связанных с системами спутникового позиционирования, с каждым годом становится всё более востребованным – это веление времени, которое обещает уже через несколько лет воплотиться в стандарт де-факто.

drivertip.ru

Зачем нужен ГЛОНАСС

Глобальная спутниковая навигационная система – ГЛОНАС применяется в качестве инновационного инструмента удаленного контроля над использованием легковых и грузовых автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки. Ее установка для определенных типов авто регламентирована действующим российским законодательством. Навигационные трекеры, установленные внутри автотранспортного средства позволяют выявить координаты местонахождения машины, проконтролировать скорость ее движения, получить данные о действительном километраже пробега, а также актуальную информацию по ряду прочих важных параметров в режиме онлайн. Полученные сведения оптимизируют бизнес-процессы каждой компании, чья деятельность связана с использованием автотранспортных средств. Система ГЛОНАСС нашла широкое применение:

  • В службах такси
  • В транспортных компаниях, осуществляющих грузоперевозки
  • Курьерских доставках
  • У частных автомобилистов

Что это ГЛОНАСС

Что такое система ГЛОНАСС для современного транспорта? - Это удобная возможность слежения за движением автомобиля удаленным способом с помощью спутниковой навигации. Российская система мониторинга во многом эффективнее привычной многим GPS. Благодаря ГЛОНАСС можно получить безотказный доступ к треку интересующей вас машины. Все, что требуется предпринять – установить устройство в автомобиле и осуществлять наблюдения посредством ПК. Следить за движением авто можно онлайн режиме либо в записи. Точность и непрерывный характер показаний обеспечивают 24 действующих спутника, но даже оповещения от трех - четырех из них хватит, чтобы фиксировать необходимые данные.

Использование глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС обеспечивает:

  • постоянный удаленный контроль над действиями водителя;
  • осуществление мониторинга передвижения, оценку отклонения от рабочего графика;
  • слежение за соблюдением норм режима (при применении тахографа);
  • Получение данных о технических характеристиках;
  • контроль расхода автомобильного топлива (используя ДУТ);
  • систематизацию предоставляемых сведений методом выстраивания в графических изображениях для упрощения анализа происходящего.

ГЛОНАСС делает возможным:

  • блокировку электросистемы ТС удаленным способом;
  • установку связи между управляющим ТС и диспетчерским пунктом;
  • принятие тревожного сигнала из салона авто.

Эти опции гарантируют высокий уровень контроля над передвижением автомобильной техники, получение своевременной информацию об изменениях курса следования и причинах отклонения от маршрута. За счет чего возможно быстро реагировать на возникновение внештатных ситуаций на дороге (аварии, изменение погоды, неисправности машины, значительной загруженности автотрасс) и принять наиболее эффективное решение проблемы.

Преимущества установки ГЛОНАСС?

Эффективность осуществления спутникового контроля над транспортом сложно переоценить. Это важнейший механизм рационализации грузовых и пассажирских перевозок, решающий ряд ключевых задач:

Водитель и прочие участники движения находятся в большей безопасности. С системой ГЛОНАС, установленной на ТС, можно быть в курсе того, что происходит с автомобилем, соблюдает ли человек, севший за руль, рабочий режим и нормы обязательного отдыха. Мониторинг автотранспорта увеличивает комфорт и безопасность грузовых и пассажирских перевозок. Диспетчеры смогут связываться в любой момент с водителями, которые следуют по рейсовым маршрутам, выполнять контроль их перемещения и быстро реагировать на изменения.

Сокращение издержек и защита от обмана водителями. Спутниковая система позиционирования и контроля движения позволяет нивелировать факт приписок километров пробега. С помощью оборудования можно защитить себя от непорядочных автомобилистов, сливающих горючее. Вы получите полную информацию для выяснения разницы между объемом топлива, которое должно было быть израсходовано в пути, и действительным расходом. Прийти к умозаключению о подделке данных не составит труда.

Повышение ответственности водителей. Автомобилисты, управляющие машиной, оборудованной спутниковым трекером, ведут себя на дороге более ответственно и собранно. Они стараются не нарушать ПДД, соблюдают оптимальный скоростной режим и график остановок. Постоянный контроль делает невозможным использование автомобиля компании в личных целях, что тоже нередко происходит с бесконтрольными грузовыми и легковыми машинами.

Фиксирование трудовых отношений с персоналом. При возникновении спорных ситуаций между работником и руководством, можно подтвердить свою правоту фактами, которые записаны на информационных носителях.

Для чего нужен ГЛОНАСС в автомобиле? ГЛОНАСС особенно полезен на предприятиях имеющих значительный автопарк – организовать коммуникационную систему между водителями и диспетчерами станет намного удобнее. Применение трекеров обеспечивает получение доступа к реальным данным об основных показателях перемещения автотранспорта. Информация имеет непрерывный характер, ее невозможно скорректировать– так что транспортная фирма может тщательно проанализировать процесс выполнения перевозок и произвести оценку имеющихся затрат с полученной прибылью. Это способствует повышению уровня перевозок, например, выполнять доставку продукции заказчикам без опозданий. За счет минимизации издержек не придется повышать расценки на услуги и товары, следовательно, бизнес получит большую конкурентоспособность. Основываясь на информации, полученной в ходе движения транспорта, можно выработать новую концепцию роста эффективности бизнеса – обновить логистическую схему или полностью изменить ее.

Возможно ли обмануть ГЛОНАСС в авто?

В ответ на внедрение спутниковой навигационной системы, многие водители стали изобретать пути обхождения системы ГЛОНАСС, установленной на автомобиль. Среди попыток - искажение показаний или поломка трекера в машине. В основном все механизмы обмана система сводятся к нанесению серьезного ущерба дорогому оборудованию. Каким образом пресечь действия недобросовестных водителей? Методом контроля и наблюдения. Большая часть манипуляций неэффективна, другие можно обнаружить, поверив функциональность установленных в машине приборов.

Необходимо знать, что незаметный обман ГЛОНАСС или фальсификация показаний, ложность которых не получится доказать в принципе невозможны. Система обладает надежной защитой и не оставляет нарушителям ни одного шанса. Все способы отличаются кратковременным эффектом. Предотвратить махинации проще, владея информацией о схемах, к которым управляющие ТС прибегают чаще всего.

  • слив горючего для дальнейшей его продажи;
  • несанкционированные маршруты передвижения авто.

В первом случае водители стремятся вывести из строя датчики учета топлива. Во втором – трекер, который регистрирует передвижения.

xn----dtbgdbapfmscajgdde7b.xn--p1ai


Смотрите также