Что такое фастбэк


Фастбэк - это... Что такое Фастбэк?

Термин фастбэк (англ. fastback, нем. schrägheck) относится к различным типам автомобильных кузовов, имеющих особую покатую форму крыши, плавно, без ступеньки, переходящей в крышку багажника. Кроме того, в прошлом в некоторых странах термином «фастбэк» обозначали отдельный тип кузова — сегодня подобное обозначение нередко используется коллекционерами, причем зачастую более широко, чем в годы существования таких автомобилей.

В целом можно сказать, что существуют различные версии того, какие автомобили следует относить к классу фастбэков, а какие — нет.

Определение

Mercedes-Benz CLS — современный автомобиль с кузовом фастбэк с неподвижным задним стеклом. Bentley Continental GT. Volkswagen Passat B1 в кузове fastback существовал параллельно с хэтчбеком той же модели.

В общем случае, этим термином может быть назван любой автомобиль с покатой линией крыши, например, большинство хэтчбеков; тем не менее, как указано в определении по версии американского журнала Road & Track, не каждый хэтчбек является фастбэком, неверно и обратное утверждение.

Однако, встречается и мнение, гласящее, что фастбэк предполагает жёстко зафиксированное заднее стекло и обычную крышку багажника, таким образом, хэтчбек по этой версии не может являться фастбэком. В принципе, такая постановка вопроса верна для автомобилей 1970-х, среди которых встречались внешне очень похожие хэтчбеки с дверью в задке и фастбэки с неподвижным задним стеклом и небольшой крышкой багажника — возникала необходимость как-то их разделить.

И в настоящее время термин «фастбэк» нередко используется, чтобы отделить от типа хэтчбеков автомобиль с покатой крышей и неподвижным задним стеклом, зачастую — подчеркнуть его спортивную направленность. Именно по такому принципу часто фастбэком называют автомобиль Mercedes-Benz CLS, который носит коммерческое обозначение «четырёхдверное купе». С другой стороны, история знает и противоположные примеры, когда хэтчбеки носили коммерческое обозначение «фастбэк» — также, с целью подчеркнуть спортивную направленность модели, таким образом, данный вопрос является дискутивным и во многом зависит от политики компании-производителя.

В целом и общем, можно разрешить это противоречие таким образом:

  • Термин «фастбэк» в значении тип линии крыши описывает любой автомобиль с покатой крышей, например хэтчбеки, седаны вроде «Победы» или универсалы типа Audi 100 Avant образца 1983 года.
  • Термин «фастбэк» в значении тип кузова может означать в том числе кузов, по форме напоминающий хэтчбек, но не имеющий двери в задней стенке, с неподвижным задним стеклом и обычной крышкой багажника под ним.

Фастбэк как тип кузова

В определенные эпохи производились автомобили, кузова которых официально назывались фастбэками, либо к которым стало принято применять этот термин в наш дни.

Ранние разработки

Первый кузов такого типа (но ещё не называвшийся этим термином) были создан еще в 1911 году французским конструктором Л.Фором.[1] Его автомобиль на серийном шасси фирмы «Грегуар» (Grégoire) имел «яйцевидную» (согласно оригинальной терминологии) заднюю часть кузова, что придавало ему хорошую для тех лет обтекаемость, кроме того, отмечалось, что автомобиль практически не образовывал при движении шлейфа пыли, что было типично для тогдашних кузовов с плоской задней стенкой. Тем не менее, в те годы этот тип кузова не прижился ввиду своей необычности и плохого сочетания такой формы задней части с дизайном автокаров тех лет.

1930-е — 1950-е годы

Tatra T87 имела кузов типа «фастбэк», хотя в те годы он так не обозначался. Малосерийный 1935 Stout Scarab. Считается первым в мире минивэном. Opel Kapitän 1939 года — европейский четырехдверный фастбэк 1930-х годов. Borgward Hansa (1952-55) — европейский фастбэк 50-х. Фастбэк (аэроседан) Шевроле модели 1950 года — классический пример американского автомобиля с этим кузовом. Hudson Hornet выпускался до 1954 года и был одним из последних американских фастбэков 1950-х годов.

В 1930-е — 1950-е годы в США термином «фастбэк» иногда обозначали отдельный тип кузова — двух- или четырехдверный седан с двумя визуальными объемами и каплевидной («жукообразной») задней частью, без двери в задке как у современных хэтчбеков. Типичными примерами подобных автомобилей указанного периода являются Tatra T77 и Tatra T87 (конструктор — Ганс Ледвинка, Hans Ledwinka) и «Победа» ГАЗ-М-20 (дизайнер — Вениамин Самойлов), тем не менее, сами они фастбэками никогда не назывались; так, «Победа» во всех справочниках обозначена как седан, в настоящее время ее кузов иногда ошибочно именуют «хэтчбек».

Название «фастбэк» изначально являлось фирменным, и только в наше время его часто распространяют на все аналогичные автомобили данной эпохи. Скажем, применительно к автомобилям Chevrolet аналогичным термином в те годы служило слово «аэроседан» (aerosedan), использовавшееся в названии ряда моделей. Расхожим был и термин «торпедо» — torpedo back. В целом же, совокупность заложенных в автомобили тех лет решений обозначалась обычно как стиль streamline (англ. «линия обтекания»).

Фастбэки появились во второй половине 1930-х годов как попытка улучшить аэродинамику автомобиля по сравнению с распространенными в те годы двухобъемными седанами с почти вертикальной задней стенкой кузова, получили широкое распространение в последние предвоенные и первые послевоенные годы, но к середине 1950-х их выпуск был в основном прекращен, так как была выявлена низкая функциональность такого кузова.

Глухая задняя стенка кузова с небольшим, сильно наклоненным стеклом давала плохую обзорность, каплевидная форма кузова уменьшала пространство над задним рядом сидений, доступ к багажнику был неудобен (у многих фастбэков первого поколения он вообще осуществлялся изнутри машины, через спинку заднего дивана — например SAAB 92). В результате, уже к началу 1950-х годов кузов фастбэк на автомобилях общего назначения был практически полностью вытеснен классическим типом трехобъемного седана. Таким образом, кузова, условно называемые в наше время общим термином фастбэк, были своего рода переходным звеном от двухобъемного седана 1930-х годов с вертикальной задней стенкой кузова (ГАЗ-М-1) к трехобъемному седану 1950-х годов (ГАЗ-21).

Заднемоторный Porsche 356 NSU Sportprinz, 1958 год.

Тем не менее, многие спортивные автомобили и в 1950-е по прежнему имели каплевидную заднюю часть кузова, например, Porsche 356. Аэродинамические преимущества, даваемые таким кузовом, перевешивали для этих машин его минусы.

1960-е — 1970-е годы

В 1960-е годы, однако, стремление улучшить внешний вид и, отчасти, аэродинамику серийных автомобилей снова привело конструкторов к кузовам с покатой крышей.

Еще во второй половине 1950-х годов в США, затем в Европе, стали появляться автомобили с двухдверными кузовами типа купе или хардтоп, имеющими очень длинную, плавно переходящую в багажник крышу — при этом, это были настоящие трехобъемные кузова, в отличие от двухобъемных фастбэков. В начале 1960-х годов подобные кузова стали называть fasttop, sportroof или sports coupé.

Автомобиль Ford Galaxie модели «1963 1/2» (то есть представленный в середине 1963 модельного года) с кузовом «двухдверный хардтоп» имел крышу прямоугольных обводов с более покатой, чем у седана, задней стойкой и фирменное название Sportsroof. Этот автомобиль изначально создавался специально для омологации в гонках NASCAR Stock Car Racing [2].

Ford Galaxie Starliner модели 1960 года — хардтоп-купе с покатой крышей, иногда обозначаемой «fasttop», в противопоставление обычной крыше с прямой задней стойкой — «boxtop». Opel Rekord Coupé — европейский аналог американских кузовов fasttop. Ford Mustang Fastback на практике был скорее более спортивной разновидностью fasttop. 1968 Ford Galaxie 500 Fastback. AMC Marlin модели 1967 года — американский спортивный фастбэк 1960-х годов.

Дальнейшая эволюция этого типа привела к появлению кузовов, у которых плоская крыша типа fasttop была продлена назад настолько, что практически достигла задней стенки багажника. Этот тип кузова назвали старым термином «фастбэк». Коренное отличие от фастбэков предыдущего поколения здесь состоит в том, что задняя часть была уже не каплевидной, а скорее просто покатой, или плавно понижающейся в задней части.

Такой кузов благодаря моде на мощные, быстрые машины был широко распространен в США в течение целого ряда лет во второй половине 1960-х — начале 1970-х годов (типичный пример — Ford Mustang и многие muscle cars) и вызвал многочисленные подражания в Европе и Азии (например, Ford Capri). Именно такой типа кузова начинает ассоциироваться со спортивностью, в результате он практически вытесняет в Европе спортивные модели с каплевидной задней частью кузова (на практике, часто более обтекаемые). Как правило это был двухдверные автомобили спортивного толка, которые также называли Sports coupé или Berlinetta.

За счет применения очень больших сильногнутых задних стекол на фастбэках этого поколения удалось вполне удовлетворительно решить проблему с обзорностью. Главной же проблемой оставалась невысокая практичность багажника при такой конфигурации крыши.

Volkswagen Typ 3 1600, 1965 год.

Впоследствии эта линия кузовов получила дополнительную дверь в задке и стала аналогом европейских хэтчбеков — которые в Европе произошли от универсалов, поэтому были в основном пятидверными и имели трехоконную боковину, в то время как американские — преимущественно трехдверными (в США обозначали часто — двухдверными) и с четырехоконной боковиной.

Citroen CX.

В США по отношению к таким кузовам впервые стали употреблять термин Sport Utility, что означает «практичная спортивность» — в наше время он ассоциируется в первую очередь с внедорожниками. Именно в эти годы термин «фастбэк» стал использоваться как противоположный термину «хэтчбек» и обозначающий автомобиль с такой же формой кузова, но без двери в задней стенке.

В Европе также появилось определенное количество автомобилей с кузовом «четырехдверный фастбэк», например, Citroen CX и Volkswagen Passat B1, но они всё же оставались сравнительно редкой экзотикой. Двухдверные фастбэки же все ещё имели распространение в конце пятидесятых - шестидесятых годах.

Примечания

  1. ↑ Журнал «Техника-Молодежи», № 3 за 1979 год.
  2. ↑ Ford Muscle Cars of 1963.

dic.academic.ru

Что такое фастбэк кузов

Термин «фастбэк» используется для определения типа кузова автомобилей. Но, согласитесь, слышим мы его не так часто, и бывает «фастбэки» путают с «хетчбеками» или «купе». Это не удивительно, потому что сам термин «фастбэк» выходит из употребления. В этой статье будет рассмотрено появление «фастбэка» на свет и то, почему его путают с другими типами кузова.

«Фастбэк» как тип кузова был придуман французским конструктором Л.Фором в 1911 году. Он изобрел автомобиль с «яйцевидной» задней частью. К сожалению, такой вид автомобилей не прижился из-за непривычности и непохожести на квадратные зады автомобилей тех времен. Кстати, изобретение Фора практически не оставляло за собой, привычный для остальных автомобилей того времени шлейф пыли.

В наше время любой автомобиль с крышей, плавно переходящей в багажник и неподвижным задним стелком можно назвать «фастбэком». Одно время их путали с «хетчбеками» и тому было вполне понятное объяснение. В начале 70-х годов эти два типа кузова были очень похожи, так как были «хетчбеки» с дверью в задке и «фастбэки» с маленьким багажником, и у тех и других линия крыши плавно переходила в багажник. Было время, когда «хетчбеки» называли «фастбэками» только для того чтобы подчеркнуть их спортивный внешний вид. Все же «фастбэк» от «хетчбека» отличает только неподвижное заднее стекло и спортивный внешний вид, по остальным параметрам их практически невозможно отличить.

Первая попытка разделить их была у одного американского журнала. Можно сказать, что у них практически получилось. И сейчас «фастбэком» называют автомобили с неподвижным задним стеклом и линией крыши, плавно переходящей в багажник, тем самым подчеркивая спортивность модели. Загвоздка в том, что Mersedez Benz CLS определяется как «фастбэк», а коммерческие деятели обозвали его «четырехдверным купе».

Под термин «фастбэк» как тип кузова, подразумевающий плавный переход от крыши к багажнику, можно подвести огромное количество автомобилей, потому что под него попадают все автомоили с покатой крышей. Сузить и конкретно выделить нужный тип автомобилей можно только если добавить к «фастбэку» то, что автомобили имеют неподвижное заднее стекло и обычный багажник. Название «фастбэк» достаточно смазано и постепенно выходит из обращения. Так, например, большинство производителей перестают использовать этот термин, называя свои автомобили «купееобразными седанами» или просто «купе».

drivemania.pro

Фастбэки (все модели)

Фастбэк (анг. «fastback») – это, в современном понимании, не «конкретный тип кузова», а «особенность исполнения» (применимая к различным кузовам – в первую очередь это: купе, лифтбэки и хэтчбеки; но встречаются так же седаны и универсалы). Основной признак «современного фастбэка» – покатая линия крыши (плавно, без ступеньки, переходящая в крышку багажника), но однозначного определения уже нет (чем иногда «злоупотребляют» автопроизводители из «маркетинговых соображений» – как правило «чтобы подчеркнуть спортивный характер модели»).

Изначально же «fastback» – это был вполне конкретный тип кузова (примерно до середины прошлого века), который характеризовали: «каплевидная форма», неподвижное заднее стекло и небольшая крышка багажника.

«Шутинг-Брейк» KIA ProCeed III

Автомобиль 3-го поколения дебютировал в октябре 2018 года – на автошоу в Париже, перевоплотившись из трехдверного хэтча в «шутинг-брейк». В его активе: эффектная внешность, по-европейски добротный и практичный салон, современная техника и производительные моторы.

 Все отзывы  Далее...  Первый спорткар KIA: «Stinger»

Спортивная пятидверка D-класса справила мировую премьеру в январе 2017 года на международной выставке в Детройте. Автомобиль воплощает в себе: экспрессивную внешность, роскошный интерьер, мощные силовые установки и современное оснащение.

 Все отзывы  Далее...  Второй «релиз» Audi A7 Sportback

Премиальная пятидверка E-класса второй генерации дебютировала 19 октября 2017 года – на специальном мероприятии в Ингольштадте. Она может «похвастать»: притягательной внешностью, роскошным салоном, прогрессивный технической «начинкой» и богатым списком оснащения.

 Все отзывы  Далее...  Четырёхдверное купе Mercedes-Benz CLS

Третье поколение «4-х дверного купе» отметило премьеру в конце ноября 2017 года (в Лос-Анджелесе). Авто «щеголяет»: притягательной внешностью, роскошным салоном и прогрессивной техникой (позаимствованной у моделей E- и S-класса).

 Все отзывы  Далее...  «Суровый» Chevrolet Malibu 9

Девятое поколение среднеразмерного трёхобъёмника предстало перед публикой в 2015 году – на автосалоне в Нью-Йорке. Автомобиль приобрел стремительные очертания внешности, современный салон, богатый список опций и гибридную силовую установку… но в Россию возвращаться не планирует.

 Все отзывы  Далее... 

Трёхобъёмник на электротяге дебютировал в марте 2016 года (в качестве прототипа), а в продажу поступил летом 2017-го. Машина имеет в своем арсенале неординарную внешность и «аскетичный hi-tech» интерьер, а в плане техники не особо уступает «старшей эске».

 Все отзывы  Далее... 

Полноразмерный премиум-лифтбек с приставкой «Gran Turismo» официально представили публике 14 июня 2017 года. Автомобиль обладает элегантным видом, роскошным салоном и высокой практичностью, а так же может похвастать самой современной техникой.

 Все отзывы  Далее...  Универсал Porsche Panamera Sport Turismo

Грузопассажирская модель, получившая приставку «Sport Turismo», появилась на свет в начале марта 2017 года. Она обладает гармоничным видом и роскошным салоном (в «базе» – пятиместным), а предлагается исключительно в полноприводных модификациях.

 Все отзывы  Далее...  Второе воплощение Audi A5 Sportback

Пятидверка 2-го поколения дебютировала в начале сентября 2016-го (в ходе онлайн-презентации), а до «прилавков» она добралась лишь в 2017 году. Автомобиль выделяется: классной внешностью, роскошным пятиместным салоном и современной технической составляющей.

 Все отзывы  Далее...  «Бизнес-фастбэк» VW Arteon

Полноразмерный премиум-фастбэк класса «Gran Turismo» дебютировал в марте 2017 года на Женевском автошоу. Эта пятидверка сочетает в себе спортивный имидж и высокую практичность, оснащается мощными моторами и «щеголяет» богатейшим перечнем оснащения.

 Все отзывы  Далее... 

В подборке размещены всех (марок и моделей) автомобилей в исполнении «фастбек» (включая новинки 2018-2019 года) с фотографиями и отзывами и их владельцев. Так же указаны технические характеристики всех рассматриваемых «фастбэков», комплектации и цены новых на российском рынке.

auto.ironhorse.ru

Лифтбек, фастбек и другие редко встречающиеся типы кузова

Большинство автолюбителей привыкли к тому, что есть седаны и универсалы. Позднее распространённым вариантом кузова становится хэтчбек – первыми отечественными хэтчбеками были «Девятки» и «Восьмёрки» ВАЗ. Кузов автомобиля «Москвич Иж Комби» правильнее будет называть лифтбеком, а ВАЗ в кузове данного типа недавно начал выпускать «Лады Гранты». Может быть, «Гранта Лифтбек» получила такое название благодаря тому, что хэтчбеки в модельном ряде предприятия уже представлены в других семействах («Калина», «Приора»). Мы рассмотрим, чем именно лифтбек отличается от хэтчбека, а также и от фастбека, который в действительности является седаном.

Что такое лифтбек

Самое интересное, что лифтбек является разновидностью хэтчбека: крышка багажника здесь объединена с задним стеклом и называется «пятой дверью». Но если смотреть на лифтбек сбоку, автомобиль можно спутать с седаном – задний выступ напоминает багажный отсек, прикрываемый узкой металлической полосой (ВАЗ-21099). Собственно, Skoda Fabia – это хэтчбек, тогда как Skoda Rapid предлагается покупателю в кузове лифтбек. По изображению на фото можно понять, в чём именно состоит основное отличие. А отечественный автопром до недавнего времени термин «лифтбек» не использовал, хотя автомобили в таком кузове раньше выпускались (Иж-2125 Комби).

Существуют три типа кузова, которые являются двухобъёмными: хэтчбек, лифтбек и универсал. Все они различаются только субъективно. Выступ на задней двери можно уменьшить, и мы из лифтбека получим хэтчбек. А чтобы получить универсал, потребуется удлинить задний свес. В универсалах повышенной проходимости может использоваться полурамная конструкция кузова, но от этого не меняется суть – всегда есть два изолированных объёма, а также задняя «нечётная» дверь. Других двухобъёмных кузовов, кроме трёх перечисленных, существовать не может (любопытное исключение являет собой микроавтобус «Старт»).

Вариации на тему седана

Четыре двери, один багажный и один моторный отсек – казалось бы, эта схема является самой рациональной. Именно так можно охарактеризовать кузов автомобилей, который получил название «седан». В действительности, седаны бывают и четырёхдверными, и двухдверными. От кузова-купе последний из указанных вариантов отличается вот чем: в седане задние сиденья от передних отстоят на значительном расстоянии, не так, как внутри купе. Крыша кузова-купе обычно скошена сзади, и диван приходится размещать очень близко к передним креслам. Типичные примеры двухдверного седана: BMW 3-й серии, «Запорожец» ЗАЗ-968.

Сам по себе кузов класса «седан» в любом случае является трёхобъёмным. Допустим, боковой силуэт такого кузова напоминает хэтчбек, как показано на рисунке. Тогда, мы видим перед собой не что иное, как фастбек. Итого, получается, что фастбек – это седан, у которого заднее стекло и крышка багажника не образуют угол (они находятся на одной плоскости). Типичный седан-фастбек – ГАЗ М-20 «Победа».

В 70-е годы двухдверные седаны-фастбеки стали классикой американской автомобильной промышленности. Такой кузов можно сделать прочнее, чем аналогичный четырёхдверный седан, поэтому так называемые маскл-кары в большинстве своём собраны в двухдверном кузове. Подобные авто часто именуют словом «купе», что с формальной точки зрения совершенно неверно. Ошибочные названия (например, «Форд Гранада Купе») отлично прижились в реальности.

Компания Mercedes, в отличие от американского автопрома, никогда не выпускала двухдверных седанов или фастбеков. Здесь градация моделей выглядит так: четырёхдверные седаны, затем – купе и родстеры. Собственно, даже B-класс появился в арсенале Mercedes не так давно, и по своим ходовым качествам эти машины уступают автомобилям A-класса. Наверное, двухдверный седан-фастбек, выпущенный под брендом Mercedes или BMW, смотрелся бы интересно. Но спорткар в представлении европейца – это автомобиль-купе, а семейный автомобиль, в свою очередь, должен быть наделён четырьмя дверями.

Двухдверный седан родом из СССР

Существуют технологии, используя которые, центральные стойки кузова изготовить непросто. В подобных случаях отдают предпочтение следующим вариантам: купе, двухдверный седан, трёхдверный хэтчбек или лифтбек. Чтобы конструкция была прочной, кузов должен быть трёхобъёмным (седан, купе). Если же речь идёт о массовом авто, подходящим вариантом остаётся седан с двумя дверями.

Проект автомобиля «Заря», который появился в 1966 году, был разработан специалистами авторемонтной базы г. Северодонецк. Кузов этой машины, изготовленный из стеклопластика, устанавливался на металлическую раму. К сожалению, так и не удалось реализовать проект до конца, то есть выйти на значительные объёмы выпуска. Технология производства стеклопластиковых деталей оказалась слишком трудоёмкой. Но показанный на фото автомобиль, да и другие «пластиковые авто», разрабатываемые в СССР в разное время, были как раз двухдверными седанами. Что на 100% согласуется с идеологией, рассмотренной выше.

autozam.ru


Смотрите также