Что делать перегрел двигатель


Что делать при перегреве двигателя. Причины возникновения проблемы и ее устранение

Такая проблема как перегрев двигателя знакома каждому автомобилисту. Если она не возникала в вашем автомобиле, то наверняка вы встречали на дороге машины, из-под капота которых валит серый дым. Если двигатель «закипел» — это очень опасно, а если подобная неисправность возникает не первый и не второй раз, то автомобиль не рекомендуется эксплуатировать до тех пор, пока точно не будет устранена причина, приводящая к ее возникновению.

Почему перегревается двигатель

Из самого понятия «перегрев двигателя» можно сделать вывод, что основной проблемой для возникновения подобного рода неисправности являются неисправности системы охлаждения.

Чаще всего перегрев двигатель связан с невнимательностью водителя, который не доливал охлаждающую жидкость. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости автомобиля может возникнуть и из-за повреждений бачка, что приведет к ее чрезмерной утечке. Стоит отметить, что низкокачественная охлаждающая жидкость так же приводит к перегреву двигателя.

Неправильно работать система охлаждения может из-за поломки различных компонентов, входящих в нее: водяного насоса, вентилятора, радиатора, привода вентилятора и других. Также причиной для перегрева двигателя является неисправность термостата, который может заблокироваться в закрытом положении, из-за чего охлаждающая жидкость будет курсировать в двигателе, не охватывая радиатор.

Весьма редко причиной перегрева двигателя является попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Чаще всего причиной такой неисправности является повреждение прокладки головки блока цилиндров. При возникновении подобной проблемы эксплуатация автомобиля запрещена, и необходимо срочно устранить неисправность.

Перегрелся двигатель: что делать

Важно помнить, что перегрев двигателя – это очень опасно, и продолжать движение на автомобиле, из-под капота которого идет дым, следует только в крайнем случае. Запомните, а лучше сохраните в закладки на телефоне или распечатайте нашу пошаговую инструкцию, в которой подробно описано, что делать, если двигатель перегрелся:

  1. Сразу остановите автомобиль и заглушите двигатель;
  2. Откройте капот машины и подождите 5-7 минут, пока он остынет, и дым перестанет идти;
  3. После этого проверьте уровень охлаждающей жидкости. Внимание: жидкость остается горячей в течение долгого времени после остановки двигателя. Открывать бачок с нею следует очень аккуратно, и лучше использовать для этого тряпку или другие средства защиты рук от ожогов;
  4. Если уровень охлаждающей жидкости ниже нормы, следует ее долить, но помните правила смешивания разных антифризов. Стоит отметить, что если у вас с собой нет охлаждающей жидкости, а купить ее негде, можно долить обычной воды. При этом не забывайте стандартное правило, что доливать холодную жидкость можно только после того как двигатель остынет. Если вместо охлаждающей жидкости была долита обычная вода, по прибытию в гараж или сервис потребуется полная замена антифриза;
  5. Приведя в норму уровень охлаждающей жидкости, попробуйте запустить двигатель и проверьте, насколько исправно работает термостат. Если он не позволяет охлаждающей жидкости проходить через радиатор, то следует его удалить из системы охлаждения и направиться в ближайший сервис без него;
  6. Также можно проверить предохранитель, который отвечает за электрический привод вентилятора, и при его перегорании сделать перемычку из подручных материалов или вытащить «менее полезный» предохранитель и поставить на его место.

Если у вас так и не получилось устранить проблему, и из-под капота автомобиля идет дым, то следует срочно направиться в сервисный центр. Оптимальным решением будет вызов эвакуатора, но можно и самостоятельно добраться для сервиса, соблюдая осторожность. Во-первых, постарайтесь держать обороты далеко от «красной зоны» на тахометре. Во-вторых, включите на полную мощность отопитель салона.

Как избежать перегрева двигателя

Полностью оградить автомобиль от перегрева двигателя нельзя, поскольку не предугадать, когда выйдет из строя привод вентилятора, термостат или другой компонент системы охлаждения. При этом есть возможность минимизировать шанс перегрева двигателя автомобиля. Для этого необходимо соблюдать 3 простых правила:

  • Как можно чаще проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке;
  • Если вы заметили, что приходится доливать антифриз чаще обычного, найдите причину, из-за которой это происходит;
  • Обращайте внимание на натяжение приводных ремней помпы.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете предупредить перегрев двигателя и избежать необходимости бороться с его последствиями.

(422 голос., средний: 4,59 из 5) Загрузка...

Перегрев двигателя: последствия и как их устранить

«Моя машина — огонь», — гордо утверждает владелец мощного автомобиля, способного развивать невероятную скорость и длительное время работать на износ. А ведь современные дороги, качество используемого топлива, частые подделки запчастей и являются главной причиной того, почему двигатель машины вынужден всё время работать на пределе сил и производить больше тепловой энергии, чем способен выдержать.

Во время сгорания топливо выделяет огромное количества тепла, которая преобразуется в двигателе в механическую энергию и запускает «сердце машины», толкая его поршни, затем коленчатый вал и машинные приводы. Естественно, чем больше тепла вырабатывает двигатель, тем мощнее он работает и большую скорость может развить автомобиль.

Но у любой силы есть обратная сторона. В случае с двигателем, только небольшая часть тепловой энергии успевает преобразоваться и пойти на благое дело. В идеале она не должна превышать 220 градусов по Фаренгейту. Однако на деле, производится больше тепла, чем идёт в ход. В итоге двигателю приходится принимать на себя его излишек. При таком раскладе выйти из строя могут не только алюминиевые поршни и головки, но даже их чугунные аналоги. Да и современные метало керамические сплавы, не всегда выручают автомобиль!

К тому же новые модели двигателей, экономичные в плане расхода топлива и более экологически чистые, чем их дымные аналоги конца ХХ века, часто имеют такие недостатки, как узкие и близко расположенные зазоры, накладные кулачки на алюминиевых головках и т.д. Всё это делает их крайне уязвимыми к перегреву. И машину в любой момент может ожидать «тепловой удар».

Последствия перегрева двигателя – неминуемые беды

Человек, по сравнению с машиной весьма хрупок. Даже самый здоровый индивид может свалиться с ног в жаркий летний день, находясь под солнцепёком без головного убора. Да и после получаса в русской бане или сухой сауне, у многих начинает пошаливать сердце. Машина крепче, однако, и её выдержка имеет предел. Когда тепловая энергия переходит все границы, начинаются неизбежные разрушения.   

Перегрев двигателя: последствия, степень тяжести которых зависит от того слабый или сильный перегрев был допущен водителем.

  • Если двигатель перегревается слабо:

Когда перегрев двигателя не превышает 5-10 минут, особых бед можно не опасаться. Такое может случиться в случае отказа вентилятора или поломки термостата. Быстро отреагировавший водитель, успевает вовремя заглушить машину.  В худшем случае немного подплавятся поршни. Но в большинстве новых автомобилей никаких последствий такого перегрева не будет. Переживать и отправить машину на диагностику следует только в случае, если за время перегрева образовался видимый взгляду дым.

  • Средний перегрев двигателя

Когда время перегрева превышает 20 минут, последствия будут более ощутимы. Возможны такие неприятности, как:

  • головки блока цилиндров могут оказаться искривлены;
  • образуются трещины в ГБЦ, которые являются главной причиной «вылетания» клапанного гнезда;
  • могут прогореть прокладки ГБЦ;
  • часто на поршнях разрушаются межкольцевые перегородки;
  • сальники станут пропускать масло и т.д.

Но это всё цветочки по сравнению с тем, когда наблюдается сильный перегрев двигателя – причины, которого чаще всего кроются в недостаточно внимательном техобслуживании автомобиля.

  • Сильный перегрев – «сердечный удар» автомобиля

При сильном перегреве чаще всего повреждения охватывают все детали двигателя. Водителю, пережившему такую ситуацию, следует радоваться своему везению, ведь двигатель мог и взорваться. Избежать такой ситуации позволяет сама система автомобиля – разные детали двигателя разрушаются с разной скоростью и благодаря этому он чаще всего просто глохнет.

Волна разрушения двигается из камер сгорания и распространяется на двигатель и окружающие его запчасти:

  • плавятся и начинают прогорать поршни;
  • расплавленный алюминий от поршней попадает на стенки цилиндров, чем затрудняет ход поршня и увеличивает его уничтожение;
  • если двигатель не заглох после разрушения поршней, начинаются проблемы с маслом.
  • перегретое масло теряет свои смазывающие свойства;
  • начинается разрушение всех трущихся деталей;
  • к коленвалу прилипают расплавившиеся шатунные и коренные вкладыши;
  • вылетают клапанные гнёзда;
  • коленвал ломается на две части под воздействием поршня;
  • поршень пробивает одну из стенок блока «кулаком дружбы», что полностью разрушает двигатель.

Двигатель перегрелся —  что делать, чтобы не ухудшить ситуацию?

При сильном перегреве двигателя, самым разумным решением будет сразу его заглушить и дать полностью остыть. Представьте себе, что железо, чугун доведены до состояния каления, и внутри двигатель напоминает ярко-алый источник гнева… Как метал в кузнице, готовый к выплавке. Вода и охлаждающая жидкость могут причинить даже больше вреда, чем сам перегрев. Ведь до диагностики невозможно определить, были ли уже повреждены поршни, коленвал, клапаны или нет! А вот резкое охлаждение – точно их деформирует. Они или потрескаются или будут полностью искривлены.

Но при перегреве слабой и средней тяжести водитель может предпринять определённые действия, которые облегчат автомобилю участь. В любом случае, каждый водитель должен знать, когда перегрел двигатель — что делать?!

Первое, что необходимо сделать – выключить двигатель и дать ему возможность охладить свой пыл. Затем важно провести диагностику и понять, что стало причиной перегрева.

Необходимо проверить следующие «зоны риска»:

Важно проверить, не стал ли термостат причиной перегрева. Ведь если дело в нём и его не заменить, то следующий перегрев может стать роковым. Проще всего проверить термостат с помощью кастрюли с кипящей водой – кипяток должен открыть исправный термостат, а проверить температуру в этом случае можно с помощью инфракрасного бесконтактного термометра.

Лучше не пытаться самостоятельно устранить тенденцию к перегреву термостата, проще заменить его, ведь риск для двигателя в этом случае слишком велик.

Наиболее частая причина перегрева двигателя кроется в утечке охлаждающей жидкости. Диагностировать эту проблему можно внимательно исследовав шланги, водяной насос, ядро термостата, радиатор, прокладки головки, головку цилиндра, кулер трансмиссионного масла. Собственноручно легко сделать визуальный осмотр, который поможет выявить наиболее сильные течи.

По крайней мере, визуально диагностировать утечку в прокладке не представляется возможным, особенно после повторного перегрева. Симптомы могут проявляться в виде белого пара в выхлопе, который легко не заметить. Диагностировать эту проблему можно с помощью гидравлических испытаний или «блока проверки», содержащего синюю жидкость для обнаружения утечки. Впрочем, «подлатать» прокладку можно обычным герметиком. Это временная мера, но она позволит доехать до точки назначения, чтобы позже полностью её заменить.

Любая неисправность вентилятора, будь-то отсутствие кожуха или поломки муфты, также становятся причиной перегрева. Самостоятельно чинить вентилятор не имеет смысла, срок его службы такой же, как у водяного насоса – достаточно долгий, чтобы компенсировать свою стоимость. Проще после обнаружения утечки сразу же его заменить.

В случае же с электрическим вентилятором, необходимо проверить включается ли он при работающем двигателе. Его слабым местом является проводка, которую можно отремонтировать самостоятельно. Проверяется это просто – вентилятор подключается напрямую к аккумулятору, если работает, то необходима починка проводки. Если нет – замена вентилятора.

Проблема с водяным насосом возникает относительно редко. Единственным способом проверки его состояния является извлечение его наружу и осмотр крыльчатки. Необходимо выяснить, как она работает на валу, достаточно ли хорошо вращается и крепко закреплена. Также нужно проверить, хорошо ли натянут пояс скольжения и не просачивается ли вал насоса.

В ситуациях, когда ничто не помогает и в дополнении ко всему прочему, нет искры с катушки зажигания, необходимо провести комплексную диагностику системы зажигания (чаще всего требуется замена катушки),  а также проводку. Возможно, что катушка была установлена неправильно или повреждён один из проводов. Обычно вначале разрушаются предохранители, контакты, коммутаторы и только в самом конце сама катушка. Поэтому при первом перегреве она редко бывает основной причиной возникшей ситуации.

Проверив все основные причины, следует взяться за осмотр подшипников. И прежде всего, проверить состояние стартера. Не многие знают лёгкий способ того, как проверить стартер. Обычно для проверки его приходится полностью снять. Исправность легко проверить простой отвёрткой – нужно замкнуть её выводы оттягивающего реле. Если он заработает, то всё в порядке. Следует помнить, что в этом случае он будет работать без нагрузки. Поэтому для профилактики следует почистить его от грязи и заменить старую смазку в подшипниках и редукторе.

Прежде чем взяться за ремонт двигателя на ВАЗ 2106 или любой другой машины, стоит залезть под капот и проверить, а не перегревается ли двигатель из-за банального загрязнения?  Ведь грязь и мусор могут полностью заблокировать поток воздуха через радиатор, что существенно снизит его способность распределять тепло. Вот уж, действительно, чистота – залог работающего двигателя!

Последствия при перегреве двигателя — видео

Если двигатель перегрелся – что делать для ремонта и профилактики

 Каждый автомобилист мечтает о надежности и красоте своего автомобиля в любой ситуации. Но добиться такого результата можно лишь благодаря внимательному, регулярному уходу за своей машиной – вкладывая время, средства и знания в идеальное техническое состояние автомобиля. Машина – средство передвижения, которому свойственны поломки. В любой ситуации не стоит поддаваться волнениям и панике. Сохраняйте спокойствие и помните о наших советах – они позволят добиться уверенности в профилактике и устранении возникшей проблемы при необходимости.

Многие водители задаются вопросом – что делать, если двигатель перегрелся? К сожалению, никто не застрахован от подобной неприятности знойным летом и во время пробок. Эти обстоятельства можно считать основными причинами перегрева двигателя. Непредвиденная проблема может серьезно сказаться на личных планах, приводя к опозданиям, сорванным встречам и договоренностям. Да и автомобиль будет нуждаться в полноценном ремонте – дополнительные испытания для семейного бюджета и потеря личного времени.

Как определить перегрев двигателя – основные «симптомы болезни»

Опыт подсказывает, что новички и просто недостаточно опытные водители не могут выявить перегрев двигателя. Следовательно, необходимо предварительно ознакомиться с возможными признаками, которые свидетельствуют о перегреве двигателя и конкретной проблеме автомобиля.

  • Контролируйте температурный датчик. Когда стрелка находится в красной зоне, можно говорить о проблемах автомобиля. Нужно следить за данными аварийной лампы. В случае критической отметки нужно сразу остановиться и искать возможную причину. 
  • «Симптомом» перегрева может стать и нехарактерный звук при нажатии на педаль газа. Подобная проблема известна как детонация.
  • Наиболее опасный признак перегрева двигателя – пар и дым из-под капота. При подобных проблемах требуется срочная остановка, поскольку возможны критические последствия даже нескольких лишних минут в работе двигателя в подобном состоянии. 

Не нужно невнимательно относиться к подобной проблеме. Поскольку такое невнимание может привести к негативным, порой критическим последствиям не только для самого транспортного средства, но даже водителя. Если водитель выявит перегрев двигателя, необходимо избавиться от причины проблемы. После понимания причины проблемы уже можно обеспечить должную профилактику – чтобы не столкнуться с ней повторно.

Основные причины – что важно знать и учитывать

Возможны различные факторы перегрева двигателя. Но для общего понимания остановим внимание на основных причинах:

  • Одна из характерных причин перегрева двигателя – утечка тосола.
  • Другая распространенная причина – загрязненный радиатор. Без соответствующей периодической чистки могут потребоваться значительные расходы для профессиональной очистки радиатора у специалистов.
  • К перегреву может приводить сбой термостата. Для проверки качества работы термостата необходимо нагреть двигатель, аккуратно трогая радиатор либо шланг. Если они холодные, требуется замена термостата.
  • Также к перегреву двигателя может приводить неисправность насоса. Следствием становится нарушение движения жидкости в охлаждающей системе.
  • Перегрев двигателя может быть вызвано поломкой вентилятора.

Для профилактики проблемы можно предложить включить печку в автомобиле – заберет часть тепла, способствуя частичному охлаждению двигателя.

Также остановим внимание на ситуациях, когда перегрев двигателя уже состоялся. В подобной ситуации необходимо учитывать оптимальные рекомендации, но и не забывать о запрещенных действиях, которые могут спровоцировать серьезные последствия для транспортного средства.

Как нужно действовать при перегреве двигателя – прислушиваемся к экспертам

Если перегрелся двигатель – рекомендуемый порядок действий

  • Если двигатель перегревается, необходимо сразу остановить автомобиль. После этого выключите двигатель и включите сигнализацию – разместите знак аварийной остановки.
  • Открываем капот – чтобы двигатель остыл в течение получаса. Дождитесь прекращения кипения.
  • Убедитесь в отсутствии протечки автомобиля. Если протечки нет, подождите снижения давления. Далее в систему заливаем тосол.
  • После остывания двигателя возвращаемся в автомобиль – пытаясь его запустить.

При быстром повышении температуры следует заказать эвакуатор. Свой автомобиль необходимо направить на прохождение диагностики. При медленном повышении температуры следует добраться к ближайшему автосервису, на котором и будут устранены технические проблемы.

Если произошел перегрев двигателя, в любом случае нужно прекратить движение. Возможны ситуации, когда автомобилисты пытаются самостоятельно решить возникшие проблемы, но в большинстве случаев возникают серьезные последствия, которые выливаются в дополнительные проблемы и затраты. 

Что запрещено делать, если двигатель перегрелся – требования профессионалов

  • Не рекомендуем открывать пробку радиатора. При открытии пробки происходит выход всего тосола наружу – банально будет испаряться, может привести серьезным ожогам для кожи.
  • Не поливайте водой мотор в разогретом состоянии. Поскольку из-за этого возможны мелкие трещины.

Основное средство профилактики перегрева двигателя в процессе эксплуатации – его периодическая диагностика. Затраты на проведение диагностики оказываются вполне приемлемыми и доступными для каждого, при этом позволяя избежать разных проблем и издержек в  процессе дальнейшей эксплуатации. Лучше сразу выявить неисправную деталь и провести своевременную замену, чем нести в дальнейшем затраты на капитальный ремонт либо полную замену двигателя.

Нам лишь остается пожелать водителям внимательности и побольше заботы к техническому состоянию своего автомобиля. Он обязательно ответит надежной и стабильной работой, не подводя на дороге в самый неподходящий момент. 

Как избежать перегрева двигателя. Что делать, если двигатель перегрелся

При первых признаках перегрева двигателя необходимо действовать быстро, дабы избежать его выхода из строя. Но лучше двигатель до перегревания не доводить.

Перегрев двигателя

Температура двигателя стремительно растет, вязкость моторного масла падает и оно уже не выполняет в полной мере своих смазывающих функций.

Соприкасающиеся и трущиеся детали механизмов, не получая полноценной смазки, работают на износ, истираются, на их поверхности образуются задиры и заусеницы.

Коленчатый вал не скользит, а с усилием проворачивается на «сухих» вкладышах, поршни и зеркала цилиндров без необходимой смазки работают на уничтожение друг друга. Если этот процесс аннигиляции вовремя не прервать, двигатель попросту заклинит.

Причины перегрева двигателя

Двигатель перегревается только в случае неисправности его системы охлаждения, когда избыточное тепло не отводится наружу охлаждающей жидкостью.

Самая частая причина – отсутствие или недостаточное количество охлаждающей жидкости. Возникает вследствие нарушения целостности соединительных патрубков и вытекания жидкости через образовавшиеся трещины или надрывы. Бывает течь антифриза через радиатор, когда повреждены одна или несколько его сот.

Чаще всего такие неприятности случаются по истечении зимнего периода эксплуатации машины, из-за перепадов температурных значений двигателя, когда за ночь он остывает до минусовой температуры, а затем в процессе езды прогревается почти до состояния кипения.

Дополнительный вклад в разрушение соединительных патрубков вносят агрессивные солевые растворы, которыми щедро посыпают и поливают проезжую часть дорожные и коммунальные службы.

При выходе из строя термостата охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу системы, не попадая в радиатор.

Чтобы убедиться в исправности этого регулирующего устройства, достаточно потрогать наощупь его нижнюю часть. Если она горячая – клапан термостата исправен и открывает охлаждающей жидкости путь к радиатору.

Если же двигатель уже достаточно прогретый, а низ термостата холодный, следовательно он неисправен. В таком случае охлаждающая жидкость будет циркулировать только внутри двигателя и вскорости закипит.

Достаточно редко, но выходит из строя водяной насос – помпа. Симптомы неисправности и ее последствия такие же, как и при неработающем термостате.

У вентиляторов, приводимых в движение от шкива коленчатого вала, может перетереться или лопнуть ремень привода. Электрический вентилятор также может выйти из строя, не исключена поломка датчика и реле, включающих и выключающих его.

В обеих случаях жидкость, проходящая по сотам радиатора, необдуваемая потоком воздуха, практически не будет охлаждаться, что опять-таки через небольшой отрезок времени приведет к закипанию охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.

Если перегрев двигателя все же произошел

Распознать грядущий перегрев двигателя можно не только по датчику температуры на приборной доске.

Незадолго до перегрева прекращается подача тепла из отопителя в салон машины, а при резком нажатии на педаль акселератора отчетливо слышен стук поршней, не получающих нужного количества смазки.

Обнаружив перегрев, съедьте на обочину проезжей части, не забыв при этом включением сигнала поворота предупредить других участников движения о своем вынужденном маневре. Заглушите мотор, откройте капот и дайте двигателю 15-20 минут на пассивное охлаждение.

Ни в коем случае не поливайте его холодной водой! От резких перепадов температур на головке блока и на самом блоке цилиндров могут пойти трещины.

И не спешите открывать крышку радиатора! Это действие никак не поможет процессу охлаждения жидкости, зато обжечься паром от кипящего антифриза можно за доли секунды или лишиться охлаждающей жидкости совсем – она моментально «вылетит» из горловины радиатора.

Если позволяют знания и опыт, попытайтесь установить причину перегрева двигателя и частично устранить ее подручными средствами.

От подтекания радиатора можно на время избавиться, пережав плоскогубцами подтекающую трубку или же законопатив место течи при помощи холодной сварки. Неисправный термостат можно заменить на новый либо удалить из его конструкции запорный клапан.

В случае подтекания жидкости через патрубки попытайтесь восстановить их герметичность при помощи изоляционной ленты или скотча.

При не очень обильном подтекании жидкости из системы, можно продолжить путь, периодически останавливаясь и подливая в радиатор воду взамен убежавшего антифриза.

В случае неисправностях вентилятора или помпы можно продолжить движение, включив на полную мощность отопитель, при этом достаточно большое количество тепла будет передаваться в салон при помощи печки.

Возобновив движение после перегрева двигателя, внимательно следите за датчиком температуры охлаждающей жидкости, и как только она войдет в опасную зону, снова остановитесь и дать ей возможность остыть.

Вот так, «небольшими перебежками», можно с горем пополам добраться до сервисного центра, СТО или собственного гаража, где качественно и без спешки, своими руками устранить возникшую неисправность, либо вызвать эвакуатор и доставить сломавшуюся машину на станцию технического обслуживания.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!


Смотрите также